Память святых отцев шести Вселенских Соборов

В воскресный день, предшест­вующий или последующий 29 июля, празднуем па­мять отцов первых шести Вселенских Соборов. На первых двух Вселенских Соборах, бывших в четвертом столетии, определе­на и утверждена самая первая, главная и отличительная истина христианской веры — догмат о Пресвятой Троице, Единосущной и Нераздельной, Отце и Сыне и Святом Духе. На следующих четырех Вселенских Соборах, бывших в пятом, шестом и седьмом столетиях, оп­ределен догмат о соединении в Иисусе Христе двух естеств, Божеского и чело­веческого, в единой Божественной Ипо­стаси, или в едином Божественном Ли­це Его.

На истинах единосущия Лиц Пресвя­той Троицы и соединения в Иисусе Христе Божеского и человеческого ес­теств утверждается Домостроительство спасения рода человеческого. Для загла­живания греха прародителей и грехов потомков их требовалась безмерная Жертва, ибо прародители оскорбили, а потомки их и доныне оскорбляют непо­слушанием и противлением Бога, Суще­ство Бесконечное; прародители пожела­ли восхитить даже Божеские совершен­ства: «Будете, яко бози», — сказал змий жене (Быт. 3, 5). И вот бесконеч­но Совершенный, Истинный Сын Бо­жий, Который не почитал хищением быть равным Богу, уничижил Себя, при­няв образ раба (Флп. 2, 6, 7). Святой Дух, по заслугам Сына Божия, воссозидает падших людей, восстанавливает силой благодати их поврежденную природу и в установленный день воскресит со  Христом, по воле Бога Отца, и тела их (Рим. 8, 11; Ин. 5, 25). Это также свойственно Лицу Божественному.Еретики извращали    тайну    спасения  людей нечестивым    учением     о   Лицах Пресвятой Троицы.

Арий, александрийский  пресвитер,  осужденный  на  I  Вселенском Соборе  в 325 году, признавал  Сына Божия творением,    следовательно не Бесконечным Существом.

Македоний патриарх    Константинопольский,   осуж­денный на II Вселенском Соборе в 381 году, признавал Духа Святого творением. Другие еретики ложно учили о сое­динении  естеств   в  Иисусе Христе. По учению Святой Церкви, два естества в  Господе Иисусе Христе — Божеское,  с  бесконечным  умом и  всемогущей волей и другими свойствами Божественными, человеческое, состоящее из души с умом и волей человеческими и тела человеческого, — по соединении    навсегда,   чрез воплощение Сына Божия в утробе Пре­святой Марии, остались целы   и   неизменны, но Лицо Его есть единое Боже­ственное Второе Лицо Пресвятой Трои­цы так, что и при двойстве    естеств и  действий   Он сознает Себя единым и к одному Себе относит действия двух естеств, подобно тому, как человек, состоя из тела и души, есть единое лицо,   со­знает себя единым, к одному себе отно­сит действия души и тела и награжда­ется или наказывается за те и другие. Хотя Господь Иисус Христос пострадал только человеческим естеством,    но  как Он есть Лицо Божественное    Бесконечное, то и временные страдания Его, ко­торые Он признаёт Своими и к Себе одному относит, имеют значение беско­нечное.

Несторий, патриарх Константино­польский, осужденный на III Вселен­ском Соборе в 431 году, учил, что в Иисусе Христе не только два естества, но и два лица — Божеское и человече­ское; что Пресвятая Дева Мария роди­ла простого человека, потому он назы­вал Ее Христородицей, что будто бы Сын Божий, Бог Слово, соединился с Иисусом только нравственно, а не лично и обитал в Нем, как в храме, как оби­тал в Моисее и пророках; по его лже­учению выходило, что страдания  Иисуса Христа по человеческой природе отно­сились к лицу человеческому и потому не имели бесконечного значения.

Евтихий, архимандрит Константино­польский, осужденный на IV Вселен­ском Соборе в 451 году, учил, что в Иисусе Христе не только одно Лицо, но и одно Божественное естество, которым человеческое лицо поглощено, и потому Он имел только внешний вид человека. По этому лжеучению выходило, что Сын Божий пострадал на Кресте Бо­жеством, что признать невозможно.

Так как ереси Нестория и Евтихия долго волновали Церковь, то по пово­ду этих лжеучений созваны были еще два Вселенских Собора: V в 553 году и VI в 680 году.

Святые отцы Вселенских Соборов из­лагали не свое учение, а только утверж­дали апостольское исповедание веры на основании точного понимания Святого Писания и на основании Священного, Предания, сохраняемого Церковью от  времен апостольских. Потому и Бог ис­поведание веры их, как правое и истинное, утверждал великими чудесами. Та­ково, например, было чудо от мощей святой великомученицы Евфимии (па­мять 11 июля), служившее к обличению ереси Евтихия.

Чтобы утвердить во всех христианах исповедание двух главнейших, основных истин святой веры, установлено слагать персты правой руки для крестного зна­мения так, чтобы эти истины образно выражались ими. Соединяя три главные перста правой руки вместе, мы испове­дуем этим Троицу Единосущную и Не­раздельную — Отца и Сына и Святого Духа; приклоняя два меньших перста к ладони, исповедуем в Господе нашем Иисусе Христе два естества — Боже­ское и человеческое, неслиянно и неиз­менно, нераздельно и неразлучно соеди­ненные во единой Ипостаси Бога Слова, сшедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы нашего ради спасения.

Кроме этих догматов, для точного оп­ределения которых собственно созывае­мы были шесть Вселенских Соборов, утверждено на этих Соборах много раз­ных правил (канонических), особенно относительно церковной дисциплины.

Возблагодарим Бога за то, что мы — чада Святой Православной Церкви, ко­торая святое учение Веры содержит в чистоте и полноте и обильно преподает дары Святого Духа, необходимые для нашего спасения. Будем молить Господа, да поможет Он нам исповедовать нашу веру не только устами, но и делами и да сподобит славословить Его в Небес­ных Обителях во веки веков. Аминь.

 

Архиепископ Сергий (Спасский)

 

Журнал Московской Патриархии, 1981 г., № 7,стр. 36-37

31 июля 2004 г.

Материал сайта pravoslavie.ru

(9)