Успение Пресвятой Владычицы Богородицы и Девы Марии

Успение Пресвятой Владычицы Богородицы и Девы Марии

Значение праздника

После Вознесения Христова Богородица жила в доме любимого ученика Христова, апостола Иоанна, который заботился о Ней, исполняя поручение, данное ему Спасителем (Иоан. 19, 27). Незадолго до кончины Пресвятая Богородица получила весть от архангела Гавриила о Своём скором переселении из земного мира на Небеса. В подтверждение архангел вручил Богородице ветвь райского древа.

Перед Её кончиной все апостолы, кроме апостола Фомы, чудесным образом были собраны в Иерусалиме. В самый день Господь Иисус Христос в сопровождении ангелов сошёл с Небес и принял душу Своей Матери. Казалось, Богородица уснула, а не умерла, отсюда и название праздника – Успение.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к Ее погребению. Апостолы несли тело Богородицы по Иерусалиму на погребальном одре и множество людей, прикасаясь к нему, получали исцеление от недугов. Спустя три дня после погребения, в Иерусалим прибыл апостол Фома. Когда апостолы открыли Фоме гробницу для прощания с Богородицей, то нашли в ней одни только погребальные пелены. После этого Сам Господь явился ученикам и удостоверил их в телесном вознесении Пресвятой Девы Марии на Небо.

История праздника

Событие Успения Пресвятой Богородицы было известно на христианском Востоке с первых столетий нашей эры, но праздник не имел общецерковного распространения вплоть до начала VII в., когда император Маврикий (592-602 гг.) установил его в Византии.

В Русской Церкви праздник Успения всегда особо почитался верующими, о чём свидетельствует множество главных городских Успенских соборов по всей Руси. Праздник Успения завершает годовой круг двенадцати важнейших церковных праздников.

Из Послания к Филиппийцам святого апостола Павла (2:5-11)

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе:
6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; иже, во образе Божии сый, не восхищениемъ непщева быти равен Богу:
7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; но Себе умалил [истощилъ], зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образомъ обретеся якоже человек:
8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.
9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, Темже и бог Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене,
10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних,
11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. и всяк язык исповесть, яко Господь Иисусъ Христос в славу Бога Отца.

Из Евангелия от Луки (10:38-42)

38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; Бысть же ходящим им, и самъ вниде в весь некую: жена же некая именемъ Марфа прият Его в дом свой.
39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. И сестра ей бе нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его.
40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити? рцы убо ей, да ми поможет.
41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися, и молвиши о мнозе,
42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. едино же есть на потребу: Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея.

 

Из Евангелия от Луки (11:27-28)

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже Еси ссал.
28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е.

Тропарь, глас 1

 

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

 

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации

(103)