Богоявление. Крещение Господне

Богоявление. Крещение Господне

История празднования

Празднование Крещения Господня совершается 19 (6 по старому стилю) января. В Крещенский сочельник (день накануне праздника Богоявления) принято строго поститься в знак покаяния в грехах. Сочельником этот день назван ради обычая вкушать в вечернее время (после появления первой звезды) постное блюдо- сочиво, приготовленное из пшеницы и меда.

Чин великого освящения воды получил своё название в Иерусалимской Церкви, где в день праздника все выходили на реку Иордан для освящения воды в воспоминание Крещения Спасителя. На Руси этот обряд совпадает с приходом морозов, оттого имеет свою особенность: освящение воды в реках и водоемах совершается в специально сделанных прорубях, именуемыхиорданью.

Суеверием является убеждение, будто само по себе (без покаяния и Исповеди) погружение человека в иордань (прорубь) дарует отпущение всех грехов.

Языческий обычай гадать в Крещенский сочельник (равно как и гадание вообще) Церковь относит к тяжким грехам против Бога.

Значение праздника

Крещение, или Богоявление- праздник, установленный в воспоминание Крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей в водах реки Иордан.

Богоявлением этот праздник именуется потому, что при Крещении Спасителя людям открылась тайна Святой Троицы: Бог Отец возвестил с Небес о Сыне , Бог Сын крестился в священной реке Иордан, а Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя, о чем свидетельствуют все евангелисты (Мф. 3:13-17; Мк. 1:9-11; Лк. 3:21-22; Ин. 1: 33-34).

С этого момента начинается открытое служение Господа Иисуса Христа делу спасания человеческого рода, о чём вспоминает Церковь во время праздника Крещения Господня. Креститель Господень Иоанн принял от Бога повеление крестить, то есть погружать в воду, иудейский народ в знак покаяния. Христос принял Крещение по потому, что имел нужду в покаянии или очищении. Погружаясь в воду вместе с грешными людьми, он выразил желание взять на Себя их грехи и даровать им спасение.

Крещенская вода (агиасма)

В воспоминании этого события Церковь ежегодно совершает великое освещение воды. Оно совершается дважды: накануне праздника Богоявления и в сам день праздника после Божественной литургии.

Крещенская вода называется агиасмой, что в переводе с греческого означает святыня. Благочестивые люди бережно сохраняют ее в течение всего года, пьют ее и окропляют жилища.

Существует ошибочное мнение, будто освящаемая в эти дни вода различна: та- богоявленская иорданская, а эта- крещенская. На самом деле освящение воды в обоих случаях совершается одним и тем же чином, поэтому различать благодатность освящаемой в Крещенский сочельник и сам праздник Богоявления воды не следует.

 

Из Послания к Титу святого апостола Павла (2:11-14)

11Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, Явися бо благодать Божия спасителная всем человеком,
12научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце,
13ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и спаса нашего Иисуса Христа,
14Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам иже дал есть себе за ны, да избавитъ ны от всякаго беззакония и очистит себе люди избранны, ревнители добрым делом

Из Послания к Титу святого апостола Павла (3:4-7)

4Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 4Егда же благодать и человеколюбие явися спаса нашего Бога,
5Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 5не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по своей его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго,
6Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 6егоже излия на нас обилно Иисус Христом, Спасителем нашим,
7чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. 7да оправдившеся благодатию его, наследницы будем по упованию жизни вечныя.

 

Из Евангелия от Матфея (3:13-17)

13Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него.
14Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?
15Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави его.
16И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И крестився Иисус взыде абие от воды: и се, отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него.
17И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И се, глас с небесе глаголя: сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволих.

 

Тропарь Крещения Господня, глас 1

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

 

Кондак Крещения Господня, глас 4

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.

 

Величание 

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

 

Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации, а также репродукция иконы «Крещение Господне»

 

Материал взят с сайта http://st-tatiana.ru/2015/01/18/bogoyavlenie-kreshhenie-gospodne/

(14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.