История общины

Троице-Введенская община.

 

История возникновения общины.

 

Разрешение на образование единоверческого прихода.

 

Первую московскую единоверческую общину составили 250 старообрядцев Рогожского кладбища. 12 ноября 1799 года они подали прошение о принятии их в Православную Церковь митрополиту Московскому Платону. Основой общины явились несколько богатых московских купцов во главе с Григорием Александровым.

 

Единоверцы сами предпочли избрать место для своей церкви на земле, принадлежавшей некоторым из единоверческих купцов. Оно находилось в Рогожской части Москвы, за Салтыковым мостом через реку Яузу. Место это в XVII веке принадлежало боярам Салтыковым. Во второй половине XVIII века его территория входила в состав большой усадьбы В. А. Репниной и практически не была застроена. В 1800 году участок будущей церкви был приобретён московскими купцами-единоверцами. Вероятно, приобретение ими участка именно в районе Лефортово было связано с тем, что уже в 1780-х годах в примыкавших к реке Яузе слободах – Семёновской, Рогожской и других, обосновались московские беглопоповцы. Сохранилось немало домов, принадлежавших купцам-старообрядцам в этих слободах. Поблизости находилась Покровская слобода, возникшая вокруг известной Монинской молельни, названной по фамилии купца Монина, одновременно с Рогожской и Преображенской слободами.

 

Избранное единоверцами для церкви место составляло собственность купцов – Григория Александрова, Дмитрия Ямщикова, Филиппа Шелапутина и Осипа Андреева. Для церкви единоверцы определили стоявший там готовый дом, выходивший фасадом на улицу. Они обратились к московскому митрополиту с просьбой освятить домовую церковь в этом столь удобном для них месте.

 

Благодаря покровительству митрополита Платона, церковь была открыта в выбранном доме и торжественно освящена 16 марта 1801 года в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

 

Назначение единоверческого священника.

 

При назначении священника к новой церкви митрополит Платон, согласно второму пункту положения о Единоверии, внял желанию самих единоверцев.

Их выбор пал на Иоанна Полубенского, священника московской церкви святого Николая Гастунского, хорошо известного и митрополиту своей учёностью и безукоризненным поведением. В 1807 году он был возведён в сан протопресвитера и прослужил в единоверческой церкви около двадцати пяти лет, скончавшись на покое в 1831 году.

 

Роль митрополита Платона в устроении общины.

 

Единоверцы по достоинству оценили московского архипастыря в жизни Единоверия. В своём поучении 11 ноября 1912 года, по случаю 100-летия со дня кончины митрополита Платона, настоятель Никольского единоверческого монастыря архимандрит Никанор так отозвался о его заслуге: «Впрочем, мало сказать, что Платон насадил в Москве и её губернии Единоверие, и через то дал достойный подражания пример другим, он полил и до известной степени возрастил его здесь, ибо обеспечил наших предков и первым храмом, разросшимся позднее в величественную Троицкую церковь, и даже кладбищем, где ныне наш Всехсвятский женский монастырь, приняв на себя при этом множество забот и испытав не меньше требований и обид».

 

Деятельность общины в XIX — начале XX века.

Постройка храмов.

 

Таким образом, первый единоверческий храм в Москве был устроен в деревянном доме. Вскоре появилась необходимость в создании нового, более обширного храма. В 1807 году состоялся подряд на строительство каменной церкви между прихожанами и подрядчиком-крестьянином села Вершилова Нижегородской губернии Е. А. Блиновым. Подрядчик обязался выстроить каменную церковь и колокольню в течении двух лет. В том же году, по получении разрешения от московского военного генерал-губернатора, церковь была выложена «по плану и фасаду от земли 15 аршин». Построение храма планировалось завершить к 1 сентября 1808 года. Однако он был окончен лишь в 1819 году, причём строился на собственные средства и усердием купцов Александровых. Храм был освящён в честь Святой Живоночальной Троицы при Московском митрополите Серафиме (Глаголевском). Величественный пятикупольный, с пристроенной к нему трехъярусной колокольней, он заметно выделялся среди всех существовавших когда-либо в России единоверческих церквей своим богатым украшением и дивной внутренней росписью, выполненной в греческом стиле. Этот храм был неотапливаемым, поэтому богослужения в нём совершались лишь в летнее время.

 

В 1821 году владения единоверцев вокруг храма значительно увеличились, и в 1822 году было начато строительство другой, тёплой каменной церкви, которое завершилось в 1825 году. Церковь была освящена в 1826 году в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Первоначальная деревянная церковь была сломана (сгорела) в предыдущем 1825 году. Новый пятиглавый храм в некотором отношении напоминает Троицкий, но он меньше по объёму. Во второй половине XIX века к этому храму был пристроен с западной стороны каменный притвор с крыльцом, который заметно нарушал прежнюю симметричность церкви.

 

Единоверческая  типография.

 

Указ об учреждении типографии при московской единоверческой церкви вышел 12 января 1820 года. Синод утвердил двух надзирателей над типографией – настоятеля Спасо-Андроникова монастыря архимандрита Гермогена и единоверческого протопресвитера Иоанна Полубенского.

 

Создана типография была на иждивение богатых прихожан Троицкого храма, преимущественно церковного старосты М. Б. Сарачева, которые, в основном, и стали её попечителями. С тех пор московская единоверческая типография стала основным источником снабжения единоверцев книгами, схожими со старопечатными.

 

Издательская деятельность единоверческой типографии была поставлена достаточно широко — были изданы все необходимые богослужебные книги, а в дальнейшем стали печататься книги не богослужебного характера – «четьи» книги. Тираж был для того времени немалый. Из отчётов обер-прокуроров Святейшего Синода видно количество книг, выходивших из московской единоверческой типографии. Так, в 1849 году было выпущено 7 200 экземпляров книг; в 1850 году – 3 600 экземпляров Псалтыри; в 1852 году напечатано 3 600 экземпляров богослужебных книг; в 1880 году 12 800 книг. Эти книги в роскошных переплётах из кожи с тиснением «под XVII век» до сих пор во множестве встречаются в Москве и провинции.

 

Единоверческая типография приносила Троицкой единоверческой церкви доход ежегодно 30-40 тысяч рублей. Но помимо этого, типография наносила общине немалый урон во внутриобщинном устроении.

 

По свидетельству современника, старосты Успенской единоверческой церкви на Преображенском кладбище Сорокина, от этой типографии под действием попечителей, богатых купцов, имевших огромное влияние в сердце единоверцев и способных оказывать своё давление при решении многих вопросов в Единоверии, было множество проблем. «Всегда происходили между прихожанами распри, неудовольствия, тяжбы и разделения самого Троицкого прихода на партии, а с Троицкими священнослужителями и даже с митрополитом Московским Иннокентием пререкания и тяжбы. И всё это из-за типографии и из-за приобретаемых ею барышей, находящихся в бесконтрольном управлении попечителей… По причине таких всегдашних смут и тяжб Троицких прихожан, блаженной памяти, московский митрополит говаривал, что ему легче управлять всей московской епархией, нежели одним Троицким приходом и находившейся у них типографией, тем более, что попечители типографии интриговали и вмешивались во все дела прочих московских единоверческих церквей и монастырей».

 

Доходы типографии сильно пошатнулись после 1905 года, когда у старообрядцев появилась собственная типография.

 

Типография единоверческая действовала вплоть до 1917 года и размещалась в двухэтажном здании (первый этаж – каменный, второй – деревянный), построенном в 1820 году (по всей видимости, это здание не сохранилось).

 

Значение Троице-Введенской общины в жизни Единоверия.

 

Троицкая церковь была главным единоверческим храмом в Москве. Часто, но не всегда, её настоятель являлся одновременно благочинным единоверческих церквей города Москвы.

 

Здесь происходили все сколько-нибудь значительные собрания московских единоверцев. Например, здесь 8 сентября 1840 года, митрополит Московской Филарет, перед заложением церкви Всех Святых на единоверческом кладбище, обратился ко всему собранию московских единоверцев со словом поучения, призывающим единоверных братьев к истинному единству в Духе Православной веры. Слово это проникнуто живым стремлением разрушить те преграды, которые мешали единоверцам почувствовать себя внутри лона Православной Церкви. «Едино должно быть у меня и у вас желание, да обрящемся точно друг другу единоверцы, по вере истинной, православной, чистой, непорочной, от Господа Спасителя чрез святых апостолов и богоносных отцев преданной, и непрерывным и неизменным преданием и до нас достигшей», — поучал слушателей святитель Филарет.

 

Особо замечательное событие произошло в Троицкой церкви 23 июня 1865 года, когда при собрании множества единоверцев и старообрядцев викарий Московской епархии епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) совершил чин присоединения к Православию пришедших из раскола представителей старообрядческой, так называемой австрийской, лжеиерархии – иноков Пафнутия, Иоасафа, Филарета и Мельхиседека.

 

Присоединение к Православной Церкви столь известных в расколе лиц произвело тогда огромное впечатление на многих собравшихся в храме старообрядцев-поповцев и подтолкнуло их к скорейшему обращению к истинной Церкви.

 

Столетие Единоверия.

 

В 1900 году, 27 октября, был торжественно отпразднован в Москве 100-летний юбилей со дня учреждения Единоверия. Основные торжества происходили при Троицком единоверческом храме. С самого утра множество народа, собравшегося со всех концов Москвы, стало переполнять обширный летний храм. Внутри храма весь пол был устлан дорогими коврами. Перед иконами горели пудовые свечи, все паникадила в храме были зажжены. На правом клиросе находился хор певчих Троицкой церкви, а на левом – хор из любителей, служащих при единоверческой типографии.

 

В девять часов утра, при торжественном звоне, в храм прибыл митрополит московский Владимир (Богоявленский), которого встречало духовенство всех московских единоверческих церквей во главе со своим благочинным священником Иоанном Звездинским. Литургия совершалась по единоверческому чину. Митрополит Владимир давал возгласы по старопечатному служебнику, крестился и благословлял по чину, принятому у единоверцев. Перед малым входом настоятель Троицкого храма священник Иоанн Звездинский был возведён в сан протоиерея. Песнопения литургии стройно исполнялись демественным распевом, а Херувимская песнь — знаменным распевом.

 

За службой присутствовали представитель московского градоначальства и немало представителей именитого купечества, как из Москвы, так и из других городов России. После Литургии был отслужен благодарственный молебен, в котором помимо святейшего Владимира и духовенства, совершавшего Литургию, принимали участие и другие гости, в числе которых находились епископ Можайский Парфений (Левицкий) и ректор Московской Духовной Семинарии архимандрит Трифон (Туркестанов). После многолетия была пропета вечная память императору Павлу I и митрополиту Платону.

 

Митрополиту Владимиру была подарена драгоценная икона Святой Троицы, в дорогой золотой ризе с эмалью. По окончании молебна митрополит долго благословлял богомольцев – прихожан храма.

 

В этот день в Троицком храме митрополитом Владимиром было прочитано специальное послание Святейшего Синода от 26 октября 1900 года, которое, по воспоминании о событиях, положивших начало Единоверию, заканчивалось следующими словами: «Так совершилось единение с Церковью глаголемых старообрядцев. И благодарение Богу! Путём сим вошли в ограду Православной Церкви многие, находящиеся вне её, стали возлюбленными чадами её о Господе, сынами света и послушания, открыв себе через единение с Церковью и принятие благодатных её таинств, наипаче же святейшего таинства Тела и Крови Христовых, путь и наследие жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем».

 

Ежегодно в Троицкой церкви накануне этого дня совершалась заупокойная вечерня, а в самый день – торжественное праздничное богослужение.

 

В следующем, 1901 году отмечалось 100-летие существования Введенского храма. 18 марта, в воскресенье, было совершено торжественное богослужение епископом Можайским Парфением (Левицким) с собором единоверческого духовенства и при стечении московских единоверцев.

 

Московский единоверческий съезд.

 

19 июня 1909 года состоялось общее собрание московских единоверцев, которое поддержало возникшее желание провести единоверческий съезд для решения назревших проблем и поручило Совету возбудить ходатайство о разрешении провести такой съезд в Москве.

 

9 сентября того же года было получено синодальное разрешение, и 25 октября единоверческий епархиальный съезд открылся торжественным богослужением в Троицком единоверческом храме. Чин совершил по старинному патриаршему чиновнику епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский).

 

Сам съезд проходил в зале столовой в богадельне до 29 октября. Председателем съезда являлся епископ Анастасий, а одним из товарищей председателя был избран староста Троицкой церкви Я. М. Пашков.

 

На съезде было замечено, что из всех московских единоверческих церквей более правильное течение приходской жизни совершается только при Троицкой единоверческой церкви. Здесь очень часто бывают общие собрания прихожан, которые и ведают всей приходской жизнью. Имеется Совет и попечители различных учреждений, они и проводят в жизнь постановления общих собраний. Есть, хотя не полные, правила, дополняемые обычаями и многолетней практикой. Другие же московские приходы всё это утратили.

 

Таким образом, община Троицкой единоверческой церкви была поставлена в пример другим единоверческим церквам, как образец прихода с правильным устроением приходской жизни.

Во время обсуждений на съезде была создана особая комиссия для разработки отдельных вопросов, и в эту комиссию целиком вошёл Совет при Троицкой церкви во главе с настоятелем протоиереем Григорием Шлеевым.

 

Троицкий единоверческий храм за время существования в нём Единоверия не раз принимал почётных гостей, желавших поближе познакомиться с таким явлением в Церкви, как Единоверие. Например, в 1913 году посетивший Москву Антиохийский патриарх «со слезами молился в Троицком храме».

 

В 1880 году в Троицком храме проходил практику и был обучен священническому служению единоверческий священник Иван Васильев, рукоположенный для единоверческой общины в селении Майнос в Турции, по просьбе Константинопольского патриарха, а в 1901 году – священник Иоанн Игнатов для той же общины.

 

Другие заведения при Троицкой единоверческой общине.

 

Богадельня.

 

Впервые богадельня при общине упоминается в 1822 году. С 1839 года она размещалась в каменном двухэтажном здании к северу от Троицкой церкви. В ней окормлялись около ста мужчин и женщин. В 1880-х годах к зданию богадельни была приделана значительная пристройка. В ней проходили собрания единоверцев и единоверческий съезд в 1909 году.

 

Церковно-приходское училище.

 

Единоверческая церковно-приходская школа при Троицкой единоверческой общине начала своё существование предположительно около 1855 года, когда московский святитель Филарет составил для этой школы особые правила, хотя не исключено и более раннее её происхождение.

 

Известны некоторые из этих правил святителя Филарета:

-Оказывающим успехи в церковном чтении полезно в праздничные дни давать в церкви место на клиросе и давать им читать и петь, «дабы очевидность успехов их служила к утешению родителей и в поощрение прочих к учению».

-Обучение производить по книгам старопечатным или изданным в единоверческой типографии. Если между учащимися будут дети старообрядцев, то учителя должны «употребить особенное внимание, чтобы не смущать их неблаговременными обличениями раскола, но при мирном и кротком с ними обхождении внушать им уважение к общим правилам Единоверческой церкви и её учению».

-При начале и окончании учения в молитве и во всём соблюдать чин и обычай церкви Единоверческой, при каждом полугодовом осмотре церквей благочинным, ему предоставлять именной список обучающихся детей с показаниями: «с какого времени учатся, сколько успели и какими усматриваются в поведении».

Список этот затем предоставляется епархиальному архиерею. Правила эти хранились в единоверческом училище.

 

Церковно-приходская школа, а затем училище для детей обоего пола, среди которых зачастую оказывались и дети старообрядцев-поповцев, находилась на втором этаже каменного здания, построенного в 1830 году. А в 1912 году по прошению церковного старосты и попечителя училища Я. М. Пашкова было начато строительство нового здания школы по проекту архитектора А. Стеменского.

 

Известно число учащихся детей в 1915 году: 34 мальчика и 40 девочек. Законоучителем училища являлся, как правило, настоятель Троицкой церкви. Имелись также по штату особые учителя-единоверцы. На своё содержание училище получало 1500 рублей от единоверческой типографии.

 

На московском единоверческом съезде в 1909 году училище было признано лучшим среди единоверческих. И правила, преподанные ему митрополитом Московским Филаретом, рекомендовались для применения в других подобных учебных заведениях.

 

 

Содержание прихода.

 

 

В штате Троицкого единоверческого прихода состояли два священника, два диакона, два псаломщика и просфорница. Кроме них в клировых ведомостях значились учителя церковно-приходского училища. По клировой ведомости за 1915 год можно иметь представление о доходах и капитале Троицкой общины. Кружечных доходов значилось 698 рублей в год. Имелся неприкосновенный капитал суммой в 73 646 рублей, составившийся из вкладов разных лиц, внесённых в пользу причта за вечное поминовение самих вкладчиков и их сродников. С этого капитала члены причта получали проценты – всего в 1915 году – 2 910 рублей. 50 коп. Так же на содержание притча полагалось ежегодно 600 рублей земельных денег с земли, которой у прихода имелось 7 128 десятин.

 

Священно- и церковнослужители проживали в готовых квартирах в церковных домах, пользуясь отоплением и освещением. Они также получали вспомоществование от единоверческой типографии 1500 рублей в год и, сверх того, жалованье, которое давалось им по должности типографских корректоров.

 

Троицкая община располагала капиталом около 161 тысячи рублей, размещённых в Государственном Банке. Расписки хранились у церковного старосты. Основными жертвователями на храм были богатые купцы-единоверцы, которые являлись главными прихожанами храма. Они принимали деятельное участие в распределении вложенных средств, активно влияли на весь ход церковно-приходской жизни. Всего прихожанами Троицкого храма числилось 520 человек (189 мужчин и 331 женщина) из разных мест Москвы. Большинство прихожан составляли купцы, а также городские мещане и крестьяне. Из особо известных представителей московского купечества, бывших прихожанами храма, можно назвать Григория Александрова (он первый подписался под прошением московских старообрядцев митрополиту Платону о присоединении к Православной Церкви) и членов московского купеческого семейства Шелапутиных, известных своей благотворительной деятельностью. На земле одного из них (Филиппа Шелапутина), так же как и на земле Григория Александрова и других, возникла первая Введенская церковь.

 

Из церковных старост известны М. Б. Сарачев (в 20-х годах XIX столетия), И. М. Мешков (в 80-х годах XIX столетия) и П. М. Пашков (в 10-е годы XX века). Последний активно участвовал в проведении московского единоверческого съезда в 1909 году.

 

Описи церковного имущества велись с 1836 года, копии с метрических книг с 1801 года, исповедные расписки – с 1814 года.

Кроме того, в приходской совет Троицкой единоверческой церкви в начале XX века входил брат епископа Андрея (Ухтомского) Алексей Алексеевич Ухтомский.

 

Единоверческие храмы после закрытия общины.

 

После октябрьской революции 1917 года единоверческая община разделила судьбу большинства православных общин города Москвы. Прихожан, особенно из купеческой среды, стало значительно меньше. Однако службы в обоих храмах продолжались вплоть до начала 30-х годов XX века. Они прекратились в 1931 году, когда единоверческая община была изгнана из храмов, и началось их частичное разрушение. Наиболее ценные иконы из Троицкого храма были изъяты и впоследствии переданы в Государственную Третьяковскую галерею. До 1966 года в Троицкой церкви, разделённой внутри перекрытиями на три этажа, размещались жилые квартиры, а во Введенской церкви – различные службы, вплоть до медвытрезвителя. С 1966 года здания обоих храмов принадлежали Всесоюзному НИИ оптико-физических измерений (а в 1990 году – институту проблем информатики АН СССР – ИПИАН). Вскоре началась крайне медленная их реставрация. Оба храма были поставлены на государственную охрану под одним охранным номером – 445.

В 1992 году оба храма были возвращены Церкви, и при них была образована православная не единоверческая община. В июне 1992 года возобновились богослужения в Введенской церкви.

 

Здание бывшей богадельни, к которому пристроены два верхних этажа, занимает Отдел Внутренних Дел муниципального округа «Лефортово». Ему же принадлежало двухэтажное здание, расположенное к западу от Троицкой церкви и занимаемое прежде священнослужителями прихода. Теперь это здание принадлежит Московской Патриархии, там располагается оптовый книжный магазин Сретенского монастыря.

 

Двухэтажное здание к востоку от Введенской церкви занимал Экспериментальный театральный центр «Круг». Возможно, прежде в нем размещалось единоверческое училище. В настоящий момент здание принадлежит церкви и является церковно-приходским домом современной православной общины. Там проходят катехизаторские беседы, а в трапезной накрываются застолья по большим праздникам.

 

Вокруг территории храмового комплекса сохранилась решётчатая ограда XIX в.

 

Архитектура и убранство храмов.

 

Троицкая единоверческая церковь.

 

Все исследователи сходятся во мнении, что Троицкая церковь была выстроена в 1819 году. Облик имеет аналогичный с церковью Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Значительный по размерам центральный объём церкви завершён купольной ротондой с четырьмя большими барабанами. С запада к центральному объёму примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Храм имеет ступенчатые крыльца по бокам. Здание построено из кирпича, на известковом растворе. Архитектурные детали были выполнены из белого камня. Церковь была снаружи оштукатурена и покрыта железом, окрашенным в зелёный цвет. Длина церкви, считая колокольню, — 47 метров, ширина – 23,5 метра, высота до верха карниза – 19 метров. Имелось двадцать два больших окна с железными рамами и шесть маленьких на главе; три железных внешних и три дубовых внутренних двусторонних двери. Высота колокольни до верхнего карниза – 42,4 метра.

 

Интерьер храма поражал своим благолепием. Роспись альфреско была выполнена в греческом иконописном стиле. Иконостас состоял из икон, написанных в древнем стиле, по рисункам Строгановских иконописцев. В храме находилось немало древних икон, сохраняемых единоверцами. Из них сохранился образ святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на острове Патмос с житием, школы Дионисия, начала XVI века. С 1931 года по 1933 год икона находилась в музейном фонде Московского отдела народного образования, оттуда была передана в Государственную Третьяковскую Галерею и раскрыта в 1954 году. Икона на липовой доске, дублированной. Использованы паволока, левкас, яичная темпера. Размер: 132 х 98 см.

 

После закрытия храма в 1931 году у него была сломана главка колокольни с крестом и снята обшивка с куполов, возможно, для добычи позолоты. При приспособлении здания под жильё фасады и интерьер искажены: пробиты новые окна, устроены два межэтажных перекрытия, сделаны дополнительные лестницы. Завершения церкви в процессе эксплуатации пришли в ветхое состояние; главы и кресты малых боковых барабанов утрачены, от центральной главы остался только деформированный металлический каркас – куравцы. Долгое время купола храма, стоящего на высокой, издалека видной в округе горке над Яузой зияли скелетом каркаса.

 

С 1966 года стали вестись реставрационные работы по храму. В 1970 году начались проектно-изыскные работы, выполнили архитектурные обмеры планов здания. К 1984 году были восстановлены луковичные главы и кресты на главном куполе и на двух боковых. Остальное здание церкви пребывало в густых лесах, которые были сняты в начале 90-х годов после восстановления двух других малых куполов церкви и купола колокольни. В настоящее время здание Троицкой церкви принадлежит православной общине, но службы там ведутся.

 

Введенская единоверческая церковь.

 

Построена в 1825 году как отапливаемая, зимняя церковь, в стиле ампир. Хороший образец архитектуры позднего московского классицизма. Четверик здания церкви завершён пятиглавием, а с севера и юга входы оформлены картинами тосканского ордера. Храм в некотором отношении напоминает Троицкий, только меньший по объёму. Введенская церковь имела полную симметричность плана – отсутствие колокольни и аналогичные полукружия алтарной апсиды и притвора с востока и запада. Эта симметричность была нарушена во второй половине XIX века, в связи с пристройкой с запада нового притвора и крыльца. Архитектурный декор притвора и крыльца повторяют декоративное убранство основного объема храма. Церковь была снаружи отштукатурена, крыша покрыта железом и окрашена в зелёный цвет. Длина церкви – 38 метров, наибольшая ширина – 19 метров, высота до верха карниза – 15 метров. В церкви шестнадцать больших окон с двойными дубовыми рамами и три наружных двухстворчатых двери художественной работы.

 

Внутри храм был расписан художественной живописью в греческом стиле и отличался, подобно Троицкой церкви, своим богатством прекрасных старинных икон. Среди них выделялся образ Похвалы Богородицы, с изображением Господа Саваофа, Духа Святого в виде голубя и Богоматери с Богомладенцем, восседающей на троне и окружённой пророками. Икона эта была написана царскими иконописцами во главе с Иваном Владимировым и Фёдором Козловым в 1643 году. Икона Похвалы Пресвятой Богородицы находилась в иконостасе и представляла собой соединение в одной нескольких икон четвёртого яруса – случай, редко встречающийся в иконографии. Кроме этой иконы, в притворе находилась древняя икона Благовещения Пресвятой Богородицы у кладезя.

 

В 1931 году службы в Введенской церкви прекратились, были сломаны главы с барабанами, а интерьер уничтожен. В настоящее время храм восстановлен и принадлежит православной общине, в нём совершаются богослужения.

 

Троице-Введенская единоверческая община являлась центром не только московского, но и всего русского Единоверия. Не многое изменилось и после открытия Никольского единоверческого монастыря в Москве. На Троицкий приход по-прежнему продолжали смотреть как на образец для подражания, как на первый единоверческий храм в Москве. Этому немало способствовали именитые прихожане церкви и имеющаяся типография, снабжавшая книгами всех российских единоверцев. Весьма строгим был уклад богослужебной жизни храма, что поднимало его авторитет среди единоверческих церквей. Славился он и своим «дивным звездинским и шлеевским пением», исполнявшимся прекрасным хором и исчезнувшим после октябрьской революции 1917 года. Вызывали восхищение, и не только среди единоверцев, сами храмы с их необыкновенной росписью, богатством древних икон и утварью. Троицкая община, возникнув на пороге XIX столетия, просуществовала до 1931 года, когда храмы были отняты, и последние прихожане перешли в Никольский единоверческий храм на Рогожском кладбище. Все сколько-нибудь значительные события в жизни московского Единоверия связаны с Троице-Введенской общиной.

(942)

Один комментарий к “История общины

  1. Здравствуйте ! Мой прадедушка Макаров Павел Васильевич был старостой в Храме.Может быть у Вас есть какая-то информация об этом ? Буду благодарна за любые воспоминания.В » Трудах Первого Всероссийского съезда единоверцев» 1912 г. в Санкт-Петербурге нашла его фотографию в списке участников .Там он числится от Училища при Свято-Троицкой единоверческой церкви. Заранее благодарю. C уважением Елена Абакумова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.