Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Богородицы

История празднования

Благовещение празднуется Церковью с древности. Первые изображения Благовещения, известные среди росписей римских катакомб, датируются II-III вв.

Праздник Благовещения приходится на дни Великого поста или Светлой седмицы. В этот день, по древней русской традиции, после Литургии выпускают из неволи пойманных птиц. Эта традиция символизирует обретение подлинной свободы человеческим родом через пришествие в мир Христа Спасителя.

Народное почитание праздника отменяло все работы в этот день, чтобы каждый смог в храме помолиться Богородице.

 

Значение праздника

Согласно Евангелию (Лк 1.26-38) Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира.

Пресвятая Дева со смирением приняла эту благую весть как волю Господа и выразила готовность послужить спасению людей.

Благовещение празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю). Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 7 января (25 декабря по старому стилю), когда совершается празднование Рождества Христова.

 

Из Послания к Евреям святого апостола Павла (2:11-18) 

11Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: И святяй бо и освящаемии, от Единаго вси: еяже ради вины не стыдится братию нарицати их, глаголя:
12возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя.
13И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. И паки: Аз буду надеяся Нань. И паки: се, Аз и дети, яже Ми дал есть Бог.
14А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола,
15и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе.
16Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Не от Ангел бо когда [воистинну] приемлет, но от семене Авраамова приемлет.
17Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Отнюдуже должен бе по всему подобитися братии, да милостив будет и верен первосвященникъ в тех, яже к Богу, во еже очистити грехи людския. 
18Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь. В немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи.

 

Из Евангелие от Луки (1:24-38)

24После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: По сих же днех зачат Елисаветъ жена его, и таяшеся месяц пять, глаголющи:
25так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми. яко тако мне сотвори Господь во дни, в няже призре отяти поношение мое в человецех.
26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, В месяц же шестый послан бысть Ангелъ Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет,
27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. к Деве обрученней мужеви, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве Мариамь.
28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. И вшед к Ней Ангел рече: радуйся, Благодатная: Господь с Тобою: благословена Ты в женах.
29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. Она же видевши смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие.
30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И рече ангел Ей: не бойся, Мариамь: обрела бо Еси благодать у Бога.
31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. И се зачнеши во чреве, и родиши сына, и наречеши имя ему иисус.
32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; Сей будет велий, и сын вышняго наречется: и даст ему господь бог престол давида отца его:
33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. и воцарится в дому иаковли во веки, и царствию его не будет конца.
34Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Рече же мариамь ко ангелу: како будет сие, идеже мужа не знаю?
35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. И отвещав Ангел рече Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое Свято наречется Cын Божий:
36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, и се, Елисавет южика Твоя, и та зачатъ сына в старости своей: и сей месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды:
37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. яко не изнеможет у Бога всяк глагол.
38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел. Рече же Мариамь: се Раба Господня: буди Мне по глаголу твоему. И отиде от Нея Ангел.

 

Тропарь, глас 4

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

 

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

 

Величание праздника Благовещения

Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

 

Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации

 

(490)