Введение во храм Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии

Введение во храм Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии

История празднования

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был установлен позднее других двунадесятых праздников Церкви. Первые упоминания о богослужебном праздновании этого события из жизни Девы Марии появляются в VIII в. В IX в. этот праздник получил повсеместное распространение. Статус праздника постепенно менялся, и окончательно он вошел в число двенадцати самых значимых праздников только после XIV в.

Значение праздника

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы напоминает нам самые первые годы жизни Девы Марии, когда Её праведные родители Иоаким и Анна привели свою трёхлетнюю дочь в Иерусалим, чтобы посвятить Её служению Богу. В храм вели пятнадцать высоких ступеней. Младенца Марию поставили на первую ступень, и Она быстро, без посторонней помощи, взошла наверх, ко входу во Святилище. Встречавший Её первосвященник по внушению Святого Духа ввёл Деву Марию в главную часть храма, именуемую Святая Святых, в которую сам, согласно Закону Моисея, входил только раз в год. Изумлённый народ тогда не понял, почему Она удостоилась столь высокой чести. Через это событие Бог указал на будущее призвание Девы Марии стать Храмом Божиим – Матерью Богомладенца Христа.

Праздник напоминает каждому христианину о значении храма в деле спасения, а также необходимости христианского воспитания детей. Вся жизнь православного христианина от рождения до смерти должна быть тесно связана с храмом Божиим.

 

Из Послания к Евреям святого апостола Павла (9:1-7)

1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: Имеяше убо первая скиния [первый (заветъ)] оправдания службы, святое же людское:
2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется Святая.
3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, По вторей же завесе скиния глаголемая Cвятая Святых,
4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, злату имущи кадилницу и ковчег завета окованъ всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета:
5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь [очистилище]: о нихже не леть ныне глаголати подробну.
6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; Сим же тако устроеным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе:
7а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе и о людскихъ невежествиих.

 

Из Евангелия Евангелия от Луки (1:39-49,56)

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, Воставши же Мариамь во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град Иудов:
40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет.
41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет,
42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего.
43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? И откуду мне сие, да приидет Мати господа моего ко мне?
44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем.
45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа.
46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, И рече Мариамь: величит душа Моя Господа,
47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, и возрадовася дух Мой о бозе Спасе Моем:
48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди:
49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его:
56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой.

 

Тропарь, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации

(144)