Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня

История празднования

Святая равноапостольная Елена, мать святого равноапостольного императора Константина, руководя раскопками в Иерусалиме на месте Распятия и Воскресения Спасителя, обрела Честное и Животворящее Древо Креста Господня. Присутствовавший при раскопках патриарх Иерусалимский Макарий, по просьбе множества христиан, пришедших поклониться Святому Кресту, поднял или «воздвиг» Крест, чтобы все могли благоговейно созерцать Его, взывая: «Господи, помилуй». Это знаменательное событие произошло в 326 году. По повелению императора Константина на этом месте около 335 г. был построен большой храмовый комплекс Гроба Господня. День освящения храмов, возведенных возле Голгофы и пещеры Гроба Господня, стал ежегодно праздноваться 13 или 14 сентября с большой торжественностью. Вместе с этим празднованием был установлен праздник Воздвижения Креста Господня. Начиная с VI в., Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем празднование в честь освящения иерусалимского храма Воскресения. Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником, отмечаемым 27 (14 – по старому стилю) сентября.

Значение креста в жизни христианина

Исторически в Римской империи крест был орудием позора и страшной казни. После крестных страданий Христовых, Его смерти и Славного Воскресения для христиан Крест стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием о бесконечной любви Божией. Крестным знамением (изображением Креста Христова) освящается всё в жизни Церкви и христианина, так как перед Богочеловеком Христом бессильны все силы зла. Вот почему православные христиане чтут Святой Крест, осеняют себя с благоговением крестным знамением, носят его на груди, крестом освящают свои дома и храмы. Символом христианской жизни и выражением надежды на воскрешение из мёртвых является установленный над местом погребения христианина могильный крест.

Крест Христов – основа духовного назидания и утешения христиан. Церковь предлагает верующим Крест для поклонения, чтобы, стоя у подножия Креста, они особо прочувствовали страдания Спасителя и осознали, какой ценой даровано им спасение. В этот день православные христиане скорбят о своих грехах и строго постятся.

Из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла (1:18-25)

18Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть.
19Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Писано бо есть: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу.
20Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Где премудръ? где книжникъ? где совопросникъ века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего?
21Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Понеже бо в премудрости Божией не разуме миръ премудростию бога, благоизволил Бог буйствомъ проповеди спасти верующих.
22Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; Понеже и Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут;
23а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, мы же проповедуем Христа распята, Иудеемъ убо соблазн, Еллином же безумие,
24для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; самем же званным Иудеем же и Еллиномъ Христа, Божию силу и Божию премудрость:
25потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. зане буее Божие премудрее человек есть, и немощное Божие крепчае человек есть.

Из Евангелия от Иоанна (19:6-35)

6Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины егда же видеша Его архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его. Глагола им Пилат: поимите Его вы, и распните, аз бо не обретаю в Нем вины.
7Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Отвещаша ему Иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори.
8Пилат, услышав это слово, больше убоялся. Егда убо слыша Пилат сие слово, паче убояся.
9И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. И вниде в претор паки, и глагола Иисусови: откуду еси Ты? Иисус же ответа не даде ему.

10Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?Глагола же ему Пилат: мне ли не глаголеши? не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя?11Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше: сего ради предавый Мя тебе болий грех имать.

12С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.От сего искаше Пилат пустити Его. Иудее же вопияху, глаголюще: аще Сего пустиши, неси друг кесарев: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю.13Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.Пилат убо слышав сие слово, изведе вон Иисуса и седе на судищи, на месте глаголемемъ [Лифостротонъ], еврейски же [Гаввафа].14Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!Бе же пяток Пасце, час же яко шестый. И глагола Иудеом: се, Царь ваш.

15Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.Они же вопияху: возми, возми, распни Его. Глагола им пилат: Царя ли вашего распну? отвещаша архиерее: не имамы царя токмо кесаря.16Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.Тогда убо предаде Его им, да распнется. Поемше же Иисуса и ведоша.17И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;И нося крест Cвои, изыде на глаголемое [Лобное место], еже глаголется еврейски [Голгофа],18там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.идеже пропяша Его, и с Ним ина два сюду и сюду, посреде же Иисуса.19Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.Написа же и титла пилат, и положи на кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин, Царь Иудейский.20Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.Сего же титла мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса: и бе написано еврейски, гречески, римски.

21Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.Глаголаху убо Пилату архиерее Иудейстии: не пиши: царь иудейский: но яко сам рече: Царь Есмь Иудейский.22Пилат отвечал: что я написал, то написал.Отвеща пилат: еже писах, писах.23Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.Воини же, егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его, и сотвориша четыри части, коемуждо воину часть, и хитон: бе же хитон нешвен, свыше исткан весь.24Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет,- да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет: да сбудется Писание, глаголющее: разделиша ризы Моя себе и о иматисме Моей меташа жребия. Воини убо сия сотвориша.

25При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.Стояху же при кресте Иисусове Мати его, и сестра Матере Его, Мариа Клеопова, и Мариа Магдалина.26Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.Иисус же видев Матерь и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се, сын Твой.27Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.Потом глагола ученику: се, Мати твоя. И от того часа поят Ю ученик во своя си.

28После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася, да сбудется Писание, глагола: жажду.29Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.Сосуд же стояше полн оцта. Они же исполнивше губу оцта и на трость вонзше, придеша ко устом Его.30Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася. И преклонь главу, предаде дух.31Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.Иудее же, понеже пяток бе, да не останутъ на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их и возмут.

32Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с ним.

33Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,На Иисуса же пришедше, яко видеша его уже умерша, не пребиша Ему голений,34но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода.35И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.И видевый свидетелствова, и истинно есть свидетелство его, и той весть, яко истину глаголет, да вы веру имете.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации

(526)