К восьмидесятилетию со дня расстрела священномученика Александра (Парусникова)

Священномученик Александр — родственник нашего бывшего настоятеля, ныне покойного протоиерея Николая Парусникова, который воссоздал наш храм из руин. Многие наши прихожане любят и помнят его, но все знают, что о. Николай не просто сам по себе был человеком святой жизни, но и имел в роду настоящих прославленных святых.

Будущий священномученик Александр родился в 1879 году в селе Троицко-Раменском (ныне город Раменское) в семье священника Сергия Парусникова, служившего в церкви Живоначальной Троицы этого села.

Александр был двенадцатым из тринадцати детей о. Сергия. Он не хотел становится священником и, когда вырос, поступил в Высшее техническое училище в Москве. Однако за год до того, как Александр должен был закончить обучение, отец стал просить его задуматься о священническом пути. Отец Сергия хотел оставить сыну свой храм, видя в юноше задатки настоящего служителя Божия. Александр Сергеевич исполнил родительское благословение: оставив техническое училище, он сдал экстерном экзамены за весь семинарский курс.

В Раменском он познакомился со своей будущей женой, Александрой Ивановной Пушкаревой, которая была учительницей начальных классов в сельской школе неподалеку от Раменского. Однажды она была приглашена директором фабрики на Рождественский бал, который проходил в одной из школ в Раменском. Там ее увидел Александр Сергеевич, ему она очень понравилась, и он поспешил к ее матери свататься. У Александра Сергеевича и Александры Ивановны родилось десять детей.

В 1908 году Александр Сергеевич был рукоположен во священника к Троицкой церкви, в которой прослужил до своей мученической кончины. Прихожане полюбили о. Александра за его доброту и отзывчивость. Он никому не отказывал в исполнении треб, его нестяжательность вызывала всеобщее уважение. Даже в советское время, когда его семья практически умирала от голода, он никогда не брал пожертвований за требы, видя нищету людей.

С наступлением советских гонений на семью о. Александра обрушилась не только самая крайняя бедность. В конце 20-х годов у них отобрали половину дома и подселили туда умирающего от туберкулеза начальника местной милиции. Он ненавидел о. Александра и имел обыкновение специально плевать и кашлять на детей священника. Четверо из них, заболев туберкулезом, скончались. В школе детей отца Александра преследовали, как детей священника, демонстрируя их неравноправие с другими в каждой мелочи.

О. Александра отличали удивительные смирение и покорность воле Божьей. Когда представители власти увели у его семьи корову, без которой им начинала грозить действительная опасность умереть от голода, о. Александр не стал роптать или унывать. Вместо этого он сказал жене:

– Сашенька, Бог дал, Бог взял. Благодарственный молебен давайте отслужим.

С тех пор как у них не стало коровы, каждый день на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Это чудо помощи Божией по молитвам святителя Николая Чудотворца продолжалось в течение довольно долгого времени.

О. Александр был арестован 24 марта 1938 г. Его обвиняли в антисоветской пропаганде, пытали, выбили ему все зубы, но священник не признал себя виновным и не стал ни на кого доносить.

Из тюрьмы отец Александр передал несколько написанных им на папиросной бумаге записочек, которые пронес один из освободившихся заключенных в каблуке сапога. В них священник писал жене и детям:

«Дети мои, всех вас целую и крепко прижимаю к сердцу. Любите друг друга. Старших почитайте, о младших заботьтесь. Маму всеми силами охраняйте. Бог вас благословит».

«Дорогая Саша, спасибо тебе за то счастье, которое ты мне дала. Обо мне не плачь, это воля Божья».

В конце мая следствие было закончено, и отца Александра под конвоем повели на вокзал. Дочь Татьяна в это время на улице играла с детьми. Увидев, что ведут отца, она подбежала к нему, обняла и через рясу почувствовала, как он в тюрьме исхудал, а отец положил ей руку на голову и ласково сказал: «Танюша, какая ты стала большая». В это время конвоир ее отогнал, и девочка поспешила к матери рассказать, что видела отца. Александра Ивановна тут же выбежала из дома, догнала отца Александра с конвоиром и вместе с ними вошла в электричку. Милиционер, войдя в вагон, освободил от пассажиров одно купе, посадил туда священника и сел сам. Александра Ивановна села позади мужа. В середине пути конвоир разрешил ей сесть рядом с отцом Александром, и они смогли поговорить. Это была их последняя встреча.

2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. В это время он находился в Таганской тюрьме в Москве. Здесь 5 июня его, по установленному порядку, сфотографировали для палача, чтобы при множестве осужденных был казнен именно приговоренный к казни. Протоиерей Александр Парусников был расстрелян 27 июня 1938 и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

26 июня в 18:00 состоится полиелейное Богослужение
27 июня в 07:30 Божественная литургия.