Праздник Покрова Божией Матери

Праздник Покрова Божией Матери празднуется 14 октября

Влахерн­ская цер­ковь все­гда бы­ла од­ной из глав­ных свя­тынь Кон­стан­ти­но­по­ля: здесь хра­ни­лись ри­за: (по-гре­че­ски – «омо­фор», то есть по­кров) и по­яс Бо­го­ма­те­ри, при­ве­зен­ные па­лом­ни­ка­ми из Иеру­са­ли­ма. В IX ве­ке от Р.Х. на­ши пред­ки – ру­сы, то­гда еще языч­ни­ки, оса­ди­ли Кон­стан­ти­но­поль. Во вре­мя служ­бы во Влахерн­ской церк­ви за­щит­ни­кам го­ро­да яви­лась Бо­го­ма­терь, и, в знак то­го, что да­ет им свою за­щи­ту, по­кры­ла их сво­ей ри­зой. По­сле это­го омо­фор по­гру­зи­ли в при­бреж­ные во­ды, и под­няв­ша­я­ся в ту же ми­ну­ту бу­ря раз­ме­та­ла рус­ские ла­дьи.

Есть и дру­гие вер­сии, но са­мое ин­те­рес­ное в этой ис­то­рии то, что имен­но По­кров, гре­че­ский празд­ник по­ра­же­ния рус­сов, стал од­ним из глав­ных празд­ни­ков рус­ской церк­ви. Все де­ло в том, что, про­иг­рав сра­же­ние, ру­сы вы­иг­ра­ли нечто боль­шее. Уви­ден­ное в Кон­стан­ти­но­по­ле чу­до по­тряс­ло их, и вско­ре на­па­дав­шие по­про­си­ли кре­стить их – так Пра­во­сла­вие впер­вые при­шло на Русь. А чу­до яв­ле­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ло по­ни­мать­ся с тех пор как знак по­кро­ви­тель­ства Бо­го­ро­ди­цы всем мо­ля­щим­ся и при­бе­га­ю­щим к Ее за­ступ­ни­че­ству.

На Ру­си этот празд­ник был уста­нов­лен в XII ве­ке за­бо­та­ми свя­то­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го. При нем же в 1165 го­ду был по­стро­ен зна­ме­ни­тый храм По­кро­ва на Нер­ли.

 

Празд­ник По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри и ико­на По­кро­ва – тро­га­тель­ный сим­вол неустан­но­го пред­ста­тель­ства Вла­ды­чи­цы за род люд­ской – при­шлись осо­бен­но по серд­цу. Празд­ник По­кро­ва, не бу­дучи дву­на­де­ся­тым, че­ству­ет­ся в на­род­ном бы­ту не ме­нее дву­на­де­ся­тых.

Есть це­лый го­род во Вла­ди­мир­ской об­ла­сти – По­кров.

В Москве есть По­кров­ский со­бор, на­зы­ва­е­мый обык­но­вен­но хра­мом Ва­си­лия Бла­жен­но­го. Со­бор этот за­ло­жен ца­рем Иоан­ном Ва­си­лье­ви­чем Гроз­ным по­сле воз­вра­ще­ния из ка­зан­ско­го по­хо­да в па­мять взя­тия Ка­за­ни, так как в празд­ник По­кро­ва рус­ские овла­де­ли го­ро­дом.

Празд­но­ва­ние ико­ны По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы со­вер­ша­ет­ся 14 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю.

Дол­гое вре­мя празд­ник По­кро­ва празд­но­вал­ся толь­ко в Рос­сии, а в Гре­ции, где он воз­ник, о нем за­бы­ли. Но в ны­неш­нем ве­ке вер­нул­ся он и в Гре­че­скую Цер­ковь. Яв­ное за­ступ­ни­че­ство Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­мог­ло на­ро­ду этой стра­ны осво­бо­дить­ся от фа­шист­ских за­во­е­ва­те­лей в хо­де Вто­рой Ми­ро­вой вой­ны. По ре­ше­нию Свя­щен­но­го Си­но­да Эл­лад­ской Церк­ви празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы празд­ну­ет­ся в день осво­бож­де­ния Афин 28 ок­тяб­ря, ему со­став­ле­на осо­бая служ­ба.

Осо­бо по­чи­та­ет­ся Бо­жья Ма­терь и празд­ник По­кро­ва на Свя­той го­ре Афон в Гре­ции. Это ме­сто, яв­ля­ю­ще­е­ся зем­ным уде­лом Бо­го­ро­ди­цы.

* * *

В по­след­ние тяж­кие вре­ме­на, ко­гда, с умно­же­ни­ем гре­хов на­ших, уве­ли­чи­лись на­ши бед­ствия – во ис­пол­не­ние слов свя­то­го Апо­сто­ла Пав­ла: «в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков, в опас­но­стях от еди­но­пле­мен­ни­ков, в опас­но­стях от языч­ни­ков, в опас­но­стях в го­ро­де, в опас­но­стях в пу­стыне, в опас­но­стях на мо­ре, в опас­но­стях меж­ду лже­бра­ти­я­ми» (2Кор.11:26); ко­гда во ис­пол­не­ние слов Са­мо­го Гос­по­да вос­ста­ет на­род на на­род, и цар­ство на цар­ство, и на­сту­па­ют гла­ды, мо­ры и зем­ле­тря­се­ния по ме­стам (Мф.24:7), ко­гда тес­нят нас на­ше­ствия ино­пле­мен­ни­ков, меж­до­усоб­ные вой­ны и смер­то­нос­ные ра­ны, – Пре­чи­стая и Пре­бла­го­сло­вен­ная Де­ва Ма­рия, Ма­терь Гос­под­ня, по­да­ет нам в за­щи­ту Свой по­кров, чтобы осво­бо­дить нас от вся­ких бед­ствий, чтобы за­щи­тить нас от гла­да, мо­ра и зем­ле­тря­се­ния, спа­сти от войн и ран и со­хра­нить нас невре­ди­мы­ми под Сво­им по­кро­вом. Зна­ме­ние се­го яви­лось в цар­ствен­ном го­ро­де Кон­стан­ти­но­по­ле, в прав­ле­ние бла­го­че­сти­во­го ца­ря Льва Муд­ро­го[1], в пре­слав­ной церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, что во Влахер­нах[2]. Там во вре­мя со­вер­ше­ния все­нощ­но­го бде­ния, в день вос­крес­ный, пер­во­го чис­ла ок­тяб­ря ме­ся­ца[3], в чет­вер­том ча­су но­чи, в при­сут­ствии мно­го­чис­лен­но­го на­ро­да, свя­той Ан­дрей, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый[4], воз­вел очи свои вверх и уви­дел Ца­ри­цу Небес­ную, По­кро­ви­тель­ни­цу все­го ми­ра, Пре­свя­тую Де­ву Бо­го­ро­ди­цу, сто­я­щую на воз­ду­хе и мо­ля­щу­ю­ся, си­я­ю­щую сол­неч­ным све­том и по­кры­ва­ю­щую лю­дей Сво­им чест­ным омо­фо­ром. Ви­дя то, свя­той Ан­дрей ска­зал уче­ни­ку сво­е­му, бла­жен­но­му Епи­фа­нию[5]:

– Ви­дишь ли, брат, Ца­ри­цу и Гос­по­жу всех, мо­ля­щу­ю­ся о всем ми­ре?

Епи­фа­ний от­ве­тил:

– Ви­жу, свя­той от­че, и ужа­са­юсь[6].

Как неко­гда свя­той Иоанн Бо­го­слов ви­дел на небе ве­ли­кое зна­ме­ние, же­ну об­ле­чен­ную в солн­це, так и свя­той Ан­дрей, во Влахерн­ской церк­ви, по­доб­ной небу, уви­дел Неве­сту Нене­вест­ную, оде­тую в сол­неч­ную пор­фи­ру. Зна­ме­ние, ви­ден­ное Иоан­ном Бо­го­сло­вом про­об­ра­зо­ва­ло Пре­ми­ло­серд­ную По­кро­ви­тель­ни­цу на­шу, так как та­ко­вое же зна­ме­ние яви­лось в то вре­мя, ко­гда бы­ла от­кры­та тай­но­вид­цу угро­жав­шая всей тва­ри ги­бель: «и про­изо­шли мол­нии и го­ло­са, и гро­мы и зем­ле­тря­се­ние и ве­ли­кий град. И яви­лось на небе ве­ли­кое зна­ме­ние: же­на, об­ле­чен­ная в солн­це» (Откр.11:19, 12:1). По­че­му же сие зна­ме­ние, про­об­ра­зо­вав­шее Пре­чи­стую Де­ву, не яв­ля­лось рань­ше мол­ний, гро­мов, го­ло­сов, зем­ле­тря­се­ния и гра­да, ко­гда еще все сти­хии бы­ли спо­кой­ны, но во вре­мя са­мо­го страш­но­го смя­те­ния на небе и на зем­ле? Для то­го, чтобы по­ка­зать, что Пре­б­ла­гая За­щит­ни­ца на­ша по­спе­ша­ет к нам на по­мощь в са­мое тяж­кое вре­мя, при на­ступ­ле­нии для нас ги­бе­ли, и за­щи­ща­ет нас от блес­ка обо­льсти­тель­ной, недол­го си­я­ю­щей, мир­ской су­е­ты, от го­ло­сов жи­тей­ской гор­до­сти и тще­сла­вия, от гро­мов вне­зап­но­го на­па­де­ния вра­гов, от бу­ри стра­стей и от гра­да свы­ше угро­жа­ю­щей нам каз­ни за гре­хи. Ибо, ко­гда все эти бед­ствия тес­нят нас, тот­час, по­доб­но ве­ли­ко­му зна­ме­нию, яв­ля­ет­ся ско­рая ро­ду хри­сти­ан­ско­му По­мощ­ни­ца, охра­няя и по­кры­вая нас неви­ди­мым пред­ста­тель­ством. Та­ко­вое «зна­мя, [дал Гос­подь бо­я­щим­ся его], чтобы они под­ня­ли его ра­ди ис­ти­ны»(Пс.59:6); ибо в сем ми­ре мы по­став­ле­ны как бы це­лью для стре­ля­ния. Стре­лы ле­тят на нас со всех сто­рон: од­ни от ору­жия вра­гов ви­ди­мых, по­спеш­но на­пря­га­ю­щих лук свой и по­хва­ля­ю­щих­ся пред на­ми в сво­ей гор­до­сти; дру­гие из лу­ка вра­гов неви­ди­мых, чтобы мы со скор­бью со­зна­лись, что не мо­жем вы­но­сить бе­сов­ских стрел; иные – от на­шей пло­ти, про­ти­во­бор­ству­ю­щей ду­ху; иные – от лу­ка пра­вед­но­го гне­ва Бо­жия и гро­зы на­ка­за­ния, как о сем свя­той Да­вид го­во­рит: «ес­ли [кто] не об­ра­ща­ет­ся, Он изощ­ря­ет Свой меч, на­пря­га­ет лук Свой и на­прав­ля­ет его, при­го­тов­ля­ет для него со­су­ды смер­ти, стре­лы Свои де­ла­ет па­ля­щи­ми»[7] (Пс.7:13-14). Дабы мы не бы­ли смер­тель­но уязв­ле­ны все­ми эти­ми стре­ла­ми и мог­ли из­бе­жать опас­но­сти, да­но нам зна­ме­ние, – по­кров Пре­чи­стой Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы. По­кры­ва­е­мые как щи­том Ее по­кро­вом, мы оста­ем­ся невре­ди­мы­ми от стрел. Ибо на­ша За­щит­ни­ца име­ет ты­ся­чу щи­тов для на­шей охра­ны, как о сем го­во­рит ей Дух Свя­той: «шея твоя – как столп Да­ви­дов, со­ору­жен­ный для ору­жий, ты­ся­ча щи­тов ви­сит на нем – все щи­ты силь­ных»[8] (Песн.4:4).

Неко­гда Да­вид со­здал свой, пре­крас­ный и вы­со­чай­ший, столп меж­ду Си­о­ном, сто­я­щим на вы­со­кой го­ре и рас­по­ло­жен­ным ни­же Иеру­са­ли­мом, на­зы­вав­шим­ся дще­рью Си­о­на[9]. И был тот столп меж­ду ни­ми, как бы шея меж­ду те­лом и го­ло­вою, ибо он сво­ею вы­со­тою пре­вос­хо­дил Иеру­са­лим и до­сти­гал до Си­о­на. На том стол­пе бы­ли по­ве­ше­ны щи­ты и все ору­жия, необ­хо­ди­мые для вой­ны и за­щи­ты Иеру­са­ли­ма. Дух Свя­той упо­доб­ля­ет Пре­чи­стую Де­ву се­му стол­пу Да­ви­до­ву: ибо Она, бу­дучи дще­рью Да­ви­до­вой, яв­ля­ет­ся по­сред­ни­цей меж­ду Хри­стом, Гла­вою Церк­ви, и ве­ру­ю­щи­ми, кои со­став­ля­ют те­ло Церк­ви; Она пре­вос­хо­дит Цер­ковь, по­то­му что по ис­тине вы­ше всех ее чле­нов, но Она до­ся­га­ет и до Хри­ста, как дав­шая Ему плоть. Она яв­ля­ет­ся по­сред­ни­цей и ныне, ко­гда ста­ла на воз­ду­хе меж­ду небом и зем­лею, меж­ду Бо­гом и людь­ми, меж­ду По­дви­го­по­лож­ни­ком – Хри­стом и во­ин­ству­ю­щею цер­ко­вью, по­доб­но Да­ви­до­ву стол­пу меж­ду Си­о­ном и Иеру­са­ли­мом, уве­шан­но­му креп­ки­ми щи­та­ми. Щи­ты сии озна­ча­ют все­силь­ные Ее мо­лит­вы за нас к Бо­гу, слы­шан­ные до­стой­ны­ми во вре­мя ви­де­ния Ее чест­но­го По­кро­ва. Она мо­ли­лась с уми­ле­ни­ем, как Ма­терь к Сво­е­му Сы­ну и Твор­цу, про­из­но­ся во вре­мя мо­лит­вы сле­ду­ю­щие, ис­пол­нен­ные Бо­же­ствен­но­го ми­ло­сер­дия и люб­ви, сло­ва:

– Ца­рю Небес­ный! при­и­ми вся­ко­го че­ло­ве­ка, про­слав­ля­ю­ще­го Те­бя и при­зы­ва­ю­ще­го Пре­свя­тое Имя Твое на вся­ком ме­сте, – и где есть па­мять о име­ни Мо­ем, то ме­сто освя­ти; про­славь про­слав­ля­ю­щих Те­бя и с лю­бо­вью по­чи­та­ю­щих Ме­ня, Твою Ма­терь, при­ни­мая от них вся­кую мо­лит­ву и бла­го­че­сти­вые обе­ты и из­бав­ляя их от вся­ких зол и бед­ствий.

Та­ко­вые Ее мо­лит­вы не суть ли щи­ты, за­щи­ща­ю­щие во­ин­ству­ю­щую цер­ковь? Во­ис­ти­ну они – несо­кру­ши­мые щи­ты, при по­мо­щи ко­их мы мо­жем уга­сить все ог­нен­ные стре­лы[10].

Свя­той Ам­вро­сий о стол­пе Да­ви­до­вом го­во­рит[11], что он был со­здан с дво­я­кою це­лью: для за­щи­ты го­ро­да и для укра­ше­ния его. «Да­вид, – го­во­рит Ам­вро­сий, – со­здал столп, для за­щи­ты и укра­ше­ния го­ро­да: за­щи­тою он был, по­то­му что со стол­па мож­но из­да­ли ви­деть вра­га и про­гнать его от го­ро­да, – укра­ше­ни­ем – по­то­му что он пре­вос­хо­дил сво­ею вы­со­тою все вы­со­кие зда­ния Иеру­са­ли­ма». Не на­прас­но, по­се­му, упо­доб­ле­на стол­пу на­ша По­кро­ви­тель­ни­ца, Ко­то­рая для нас есть твер­дый столп пред ли­цом вра­гов: по ис­тине Она за­щи­ща­ет нас и укра­ша­ет. За­щи­ща­ет, ко­гда да­ле­ко про­го­ня­ет от нас ви­ди­мых и неви­ди­мых вра­гов, ко­гда осво­бож­да­ет плен­ных от уз, ко­гда из­бав­ля­ет му­чи­мых нечи­сты­ми ду­ха­ми, ко­гда уте­ша­ет скор­бя­щих, яв­ля­ет­ся за­ступ­ни­цею оби­жа­е­мых и ти­хою при­ста­нью для го­ни­мых бу­рею, ко­гда пи­та­ет ал­чу­щих и по­се­ща­ет боль­ных. Она укра­ша­ет нас, по­кры­вая пред Бо­гом по­стыд­ную на­го­ту на­шей жиз­ни Сво­и­ми вы­со­чай­ши­ми за­слу­га­ми, как дра­го­цен­ней­ши­ми одеж­да­ми, и пре­мно­гою бла­го­да­тию, как неис­то­щи­мым со­кро­ви­щем, вос­пол­няя на­шу ску­дость, де­ла­ет нас бла­го­угод­ны­ми пред оча­ми Гос­под­ни­ми. Она укра­ша­ет, ко­гда по­кры­ва­ет нас, не име­ю­щих брач­но­го оде­я­ния, Сво­ею ри­зою, и де­ла­ет как бы неви­ди­мою для Все­ви­дя­ще­го Ока по­стыд­ную на­го­ту на­шу ду­шев­ную, ко­то­рая ис­ко­ни бы­ла про­об­ра­зу­е­ма зем­лею неви­ди­мою и неустро­ен­ною, по­кры­тою во­да­ми (Быт.1:1-2). Зем­ля неустро­ен­ная и пу­стын­ная бы­ла про­об­ра­зом греш­ной ду­ши, утра­тив­шей свою ду­хов­ную кра­со­ту, ли­шен­ной доб­рых дел и чуж­дой бла­го­да­ти Бо­жи­ей. Во­ды же, по­кры­вав­шие неустро­ен­ную зем­лю, про­об­ра­зо­ва­ли ми­ло­сер­дие Бо­го­ро­ди­цы, неис­чер­па­е­мое как мо­ре, и, по­доб­но мно­го­вод­ным ре­кам, на всех из­ли­ва­ю­ще­е­ся и всех по­кры­ва­ю­щее. Ко­гда Дух Бо­жий но­сил­ся над во­да­ми, то но­сил­ся и над зем­лею, скры­той под во­да­ми и не укра­шен­ной, как бы не ви­дя ее небла­го­об­ра­зия. Сие та­ин­ствен­но про­об­ра­зо­ва­ло, что и ду­ша, по­кры­ва­е­мая пре­ми­ло­сти­вым по­кро­вом Де­вы Бо­го­ро­ди­цы, ес­ли и не бу­дет укра­ше­на доб­ро­де­те­ля­ми, не ли­шит­ся бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха, ибо по­кров Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­кро­ет ее небла­го­об­ра­зие, как во­да по­кры­ва­ла неустро­ен­ную зем­лю, а рав­но укра­сит ее бла­го­ле­пи­ем сво­ей бла­го­да­ти и при­вле­чет к ней Свя­то­го Ду­ха. Пре­чи­стая Де­ва укра­ша­ет нас, ко­гда греш­ных де­ла­ет пра­вед­ны­ми, а нечи­стых чи­сты­ми, как о сем го­во­рит бла­жен­ный Ана­ста­сий Си­на­ит[12]: «Ча­ро­де­ев Она де­ла­ет апо­сто­ла­ми и мы­та­рей Еван­ге­ли­ста­ми, а блуд­ных – до­стой­ны­ми боль­ше­го по­че­та, неже­ли дев. Так, Ма­рию Еги­пет­скую[13], быв­шую неко­гда блуд­ни­цею, Она сде­ла­ла ныне по­чет­ней­шею мно­гих дев; та, ко­то­рая преж­де бы­ла омра­чен­ной и нечи­стой, ныне си­я­ет, как солн­це, в цар­стве Хри­сто­вом – по за­ступ­ни­че­ству Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии, пре­бы­ва­ю­щей по­кро­вом и укра­ше­ни­ем для всех при­бе­га­ю­щих к Ней. Укра­ша­ет Она и весь ду­хов­ный Иеру­са­лим, или Хри­сто­ву Цер­ковь, ко­то­рая так вос­пе­ва­ет в ны­неш­ний день: «О, чуд­ное укра­ше­ние всем вер­ным еси, про­ро­че­ское сбы­тие, Апо­сто­лом сла­ва и му­че­ни­ком удоб­ре­ние, дев­ству по­хва­ло и все­му ми­ру пре­див­ный по­кров»[14].

На стол­пе Да­ви­до­вом вме­сте со щи­та­ми бы­ли стре­лы за­щит­ни­ков стра­ны: и Пре­чи­стая Де­ва, сей оду­шев­лен­ный столп, так­же име­ет при Се­бе стре­лы силь­ных, т.е. мо­лит­вы свя­тых, мо­ля­щих­ся с Нею. Ибо не Од­на Она яви­лась во хра­ме сто­я­щею на воз­ду­хе, но с ан­гель­ски­ми во­ин­ства­ми и со мно­же­ством свя­тых, бла­го­го­вей­но окру­жав­ших Ее в бе­лых одеж­дах. Мо­лит­вы за нас всех сих свя­тых суть как бы стре­лы силь­ных, мо­гу­щие про­гнать все пол­чи­ща вра­га на­ше­го – диа­во­ла. Пре­чи­стая Гос­по­жа Бо­го­ро­ди­ца зна­ет, что на­ша жизнь на зем­ле есть вой­на: во­ю­ет про­тив нас враг со все­ми сво­и­ми си­ла­ми; он воз­двиг­нул про­тив нас свои пол­чи­ща и окру­жил нас сво­и­ми ле­ги­о­на­ми по сло­ву Псал­мо­пев­ца: «Ибо псы окру­жи­ли ме­ня, ско­пи­ще злых об­сту­пи­ло ме­ня, прон­зи­ли ру­ки мои и но­ги мои; рас­кры­ли на ме­ня пасть свою, как лев, ал­чу­щий до­бы­чи и ры­ка­ю­щий» (Пс.21:17, 21:14). По­то­му-то Небес­ная Ца­ри­ца, вос­хо­тев­ши по­мочь нам, воз­двиг­ла на вра­га на­ше­го все си­лы небес­ные, при­зва­ла про­ро­ков и Апо­сто­лов, со­бра­ла му­че­ни­ков и дев­ствен­ни­ков, со­еди­ни­ла пре­по­доб­ных и пра­вед­ных, и яви­лась с ни­ми ока­зать нам по­мощь, окру­жить нас силь­ным во­ин­ством и по­дать нам по­бе­ду на вра­гов: «Тоя бо воз­дви­жут­ся по­бе­ды, Тою нис­па­да­ют вра­зи»[15]. Она при­шла с ан­гель­ски­ми во­ин­ства­ми, ибо Она бы­ла пре­ду­ви­ден­ной Иа­ко­вом ле­стви­цей[16] (Быт.28:12-15). ко­то­рую окру­жа­ет мно­же­ство ан­ге­лов. Вспо­ми­ная здесь ле­стви­цу Иа­ко­ва, кто-ни­будь мог бы уди­вить­ся: по­че­му ан­ге­лы не оста­ва­лись на ней непо­движ­но, но непре­рыв­но вос­хо­ди­ли и нис­хо­ди­ли. Ура­зу­мев­ши же, что та лест­ни­ца бы­ла про­об­ра­зом Де­вы Ма­рии, по сло­ву цер­ков­ной пес­ни: «ра­дуй­ся мо­сте, к небе­сем пре­во­дяй, и ле­стви­це вы­со­кая, юже Иа­ков ви­де»[17], – он пой­мет, по­че­му ан­ге­лы не оста­ва­лись на лест­ни­це непо­движ­ны­ми. Ибо «в мо­лит­вах неусы­па­ю­щая Бо­го­ро­ди­ца»[18] по­веле­ва­ет ан­ге­лам вме­сте с Нею непре­стан­но по­мо­гать лю­дям: вос­хо­дя к Бо­гу, воз­но­сить мо­лит­вы лю­дей, а нис­хо­дя – при­но­сить им от Бо­га по­мощь и бла­го­де­я­ния. Та же Ле­стви­ца и ныне низ­ве­ла с Со­бою мно­же­ство ан­ге­лов с небес, при­но­ся нам свы­ше по­кро­ви­тель­ство и за­щи­ту. Она при­шла с ан­ге­ла­ми, чтобы за­по­ве­дать им – со­хра­нить нас на всех пу­тях на­ших; Она при­ве­ла с со­бою сон­мы всех свя­тых, чтобы, со­вер­шив­ши за нас сов­мест­ное мо­ле­ние, сов­мест­но при­не­сти и на­ши греш­ные мо­лит­вы к Сы­ну Сво­е­му и Бо­гу на­ше­му. Меж­ду все­ми свя­ты­ми, явив­ши­ми­ся во хра­ме с Пре­чи­стою Де­вою, бы­ли два из­бран­ней­шие: свя­той Иоанн Пред­те­ча, ко­е­го «из рож­ден­ных же­на­ми не вос­ста­вал боль­ший» (Мф.11:11), и свя­той Иоанн Бо­го­слов, «ко­то­ро­го лю­бил Иисус и ко­то­рый на ве­че­ри, при­к­ло­нив­шись к гру­ди Его [был]» (Ин.21:20). Их обо­их, как име­ю­щих ве­ли­кое дерз­но­ве­ние пред Бо­гом, на­ша Мо­лит­вен­ни­ца воз­двиг­ла с Со­бою, чтобы вме­сте с ни­ми ско­рее пре­кло­нить Бо­га на ми­лость: «мно­го мо­жет уси­лен­ная мо­лит­ва пра­вед­но­го» (Иак.5:16). И ста­ла Пре­чи­стая Де­ва меж­ду дву­мя дев­ствен­ни­ка­ми, как бы ки­во­том меж­ду дву­мя хе­ру­ви­ма­ми[19], как пре­стол Гос­по­да Са­ва­о­фа меж­ду Се­ра­фи­ма­ми, как Мо­и­сей с про­стер­ты­ми дла­ня­ми меж­ду Ааро­ном и Ором; то­гда пал адский Ама­лик со всем тем­ным цар­ством и с си­лою сво­ею[20] (Исх.17:11-14).

Итак, мы празд­ну­ем по­кров Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Де­вы, вос­по­ми­ная Ее пре­слав­ное яв­ле­ние во Влахерн­ском хра­ме, ви­ден­ное свя­тым Ан­дре­ем и Епи­фа­ни­ем. Мы празд­ну­ем, воз­но­ся бла­го­да­ре­ние По­кро­ви­тель­ни­це на­шей за столь ве­ли­кое ми­ло­сер­дие Ее, яв­лен­ное ро­ду хри­сти­ан­ско­му, и при­леж­но мо­лим Ее, дабы Она и ныне и все­гда ми­ло­сти­во по­кро­ви­тель­ство­ва­ла нам, ищу­щим Ее по­кро­ва. Мо­лим по­то­му, что без Ее по­кро­ва, нам, по­сто­ян­но про­гнев­ля­ю­щим Бо­га, невоз­мож­но бы­ло бы жить. Мно­го­крат­но со­гре­шая, мы под­па­да­ем и мно­гим на­ка­за­ни­ям по сло­ву Псал­мо­пев­ца: «Мно­го скор­бей нече­сти­во­му» (Пс.31:10). Мы по­гиб­ли бы уже за свои без­за­ко­ния, ес­ли бы за нас не пред­ста­тель­ство­ва­ла пре­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­ца: «Аще бо не бы пред­сто­я­ла мо­ля­щи» сия Пред­ста­тель­ни­ца: «кто бы нас из­ба­вил от то­ли­ких бед, кто же бы со­хра­нил до­ныне сво­бод­ны»[21]. Про­рок Ис­а­ия со­ве­ту­ет иуде­ям: «укрой­ся на мгно­ве­ние, до­ко­ле не прой­дет гнев» (Ис.26:20). Но где мож­но укрыть­ся от гне­ва Гос­под­ня? Во вре­мя стра­да­ний мы ни­где не на­шли по­кро­ва для за­щи­ты, кро­ме еди­ной Вла­ды­чи­цы ми­ра, Ко­то­рая го­во­рит о Се­бе уста­ми Ду­ха Свя­то­го, что Она, «по­доб­но об­ла­ку, по­кры­ла зем­лю»[22] (Сир.24:3). Под­лин­но, мы укры­ва­ем­ся под по­кро­вом Той, Ко­то­рая, как об­ла­ко, по­кры­ла зем­лю. Но по­че­му же, о пре­чест­ней­шая Де­ва Бо­го­ро­ди­це, Ты упо­доб­ля­ешь Се­бя столь недо­стой­ной ве­щи, об­ла­ку? Раз­ве у Те­бя нет для упо­доб­ле­ния солн­ца, лу­ны и звезд, тем бо­лее, что о Те­бе ска­зал Пре­муд­рый с удив­ле­ни­ем: «Кто эта, бли­ста­ю­щая, как за­ря, пре­крас­ная, как лу­на, свет­лая, как солн­це»[23](Песн.6:10)! Ка­кую же кра­со­ту име­ет об­ла­ко, что Ты не гну­ша­ешь­ся упо­доб­лять­ся ему? Тай­на эта яс­на: ко­гда об­ла­ко сгу­ща­ет­ся над зем­лею и по­кры­ва­ет ее, то­гда все зве­ри невре­ди­мы от лов­цов, ибо ни­кто не мо­жет пой­мать их. По­то­му-то и Пре­чи­стая Де­ва на­зы­ва­ет Се­бя об­ла­ком: Она скры­ва­ет нас от лов­цов. Мы же, греш­ные, со­глас­но рас­суж­де­нию Зла­то­уста[24], по сво­е­му бес­че­ло­ве­чию – ско­ты и зве­ри: мы уго­жда­ем чре­ву как мед­ве­ди, – утол­ща­ем плоть как ло­ша­ки, зло­па­мят­ны как вер­блю­ды, за­ни­ма­ем­ся хи­ще­ни­ем как вол­ки, гне­ва­ем­ся как змии, жа­лим как скор­пи­о­ны, ко­вар­ны как ли­си­ца, но­сим в се­бе яд зло­бы как ехид­на. Та­ких зве­рей, как мы, пре­сле­ду­ют раз­лич­ные лов­цы: по­сти­га­ет нас пра­вед­ный гнев Бо­жий, на­ка­зы­вая за дур­ные на­чи­на­ния, – по сло­ву: «Бо­же от­мще­ний, Гос­по­ди, Бо­же от­мще­ний, яви Се­бя!» (Пс.93:1). По­сти­га­ют нас и без­за­ко­ния на­ши, так что каж­дый из нас мо­жет ска­зать: «по­стиг­ли ме­ня без­за­ко­ния мои, так что ви­деть не мо­гу» (Пс.39:13). Пре­сле­ду­ет нас и неви­ди­мый враг: «Он стал для ме­ня как бы мед­ведь в за­са­де, [как бы] лев в скрыт­ном ме­сте» (Плч.3:10). Угро­жа­ет нам и ви­ди­мый враг. Он го­во­рит: «по­го­нюсь, на­стиг­ну, раз­де­лю до­бы­чу; на­сы­тит­ся ими ду­ша моя, об­на­жу меч мой, ис­тре­бит их ру­ка моя» (Исх.15:9). Но мы име­ем дерз­но­ве­ние, мы име­ем мыс­лен­ное об­ла­ко, по­кры­ва­ю­щее нас, – Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию. На Нее мы упо­ва­ем к Ней при­бе­га­ем; под Ее по­кро­вом, и влас гла­вы на­шей не по­гибнет, лишь толь­ко мы с уми­ле­ни­ем воз­зо­вем: по­крой нас по­кро­вом Тво­им, По­кро­ви­тель­ни­ца на­ша, Пре­чи­стая Де­ва: «в день зол на­ших по­крой нас!» (ср.Пс.26:5). Но все дни на­шей жиз­ни бед­ствен­ны, как неко­гда ска­зал пат­ри­арх Иа­ков: «ма­лы и несчаст­ны дни жиз­ни мо­ей» (Быт.47:9). Осо­бен­но бед­ствен­ны те на­ши дни, в кои мы ви­дим зло, и са­ми тво­рим мно­го зла, «со­би­рая се­бе гнев в день гне­ва»[25] (Рим.2:5). Все сии бед­ствен­ные на­ши дни тре­бу­ют Тво­е­го ми­ло­сти­во­го по­кро­ва, о Пре­свя­тая Де­во! По­кры­вай же нас во все дни жиз­ни на­шей, и осо­бен­но в день лю­тый, ко­гда ду­ша бу­дет раз­лу­чать­ся с те­лом. Пред­ста­ни нам с по­мо­щью Тво­ею и со­крой нас от воз­душ­ных ду­хов зло­бы под­не­бес­ной, а в день страш­но­го су­да со­крой нас в тай­ни­ках Тво­е­го По­кро­ва! Аминь.
При­ме­ча­ния

[1] Лев VI Муд­рый – ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор с 886 по 912 год.

[2] Влахер­ны – мест­ность в Кон­стан­ти­но­по­ле на за­пад­ном уг­лу го­ро­да. Во вре­ме­на про­цве­та­ния Ви­зан­тий­ской им­пе­рии сла­ви­лась по все­му Во­сто­ку сво­и­ми свя­ты­ня­ми.

[3] Зна­ме­ние сие бы­ло в пер­вой по­ло­вине X ве­ка, в кон­це жиз­ни св. Ан­дрея Юро­ди­во­го (ум. ок. 936 г.). Са­мый празд­ник По­кро­ву Бо­го­ма­те­ри уста­нов­лен в Церк­ви Рус­ской не позд­нее по­ло­ви­ны XII ве­ка. За­ме­ча­тель­но, что ви­де­ние бы­ло свя­то­му Ан­дрею – сла­вя­ни­ну ро­дом и празд­ник уста­нов­лен и со­вер­ша­ет­ся в сла­вян­ских зем­лях. В са­мом же Кон­стан­ти­но­по­ле хо­тя не бы­ло се­го празд­ни­ка, но пом­ни­ли ви­де­ние св. Ан­дрея. Во Влахерн­ской церк­ви бы­ла ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри в том ви­де, как Она яви­лась св. Ан­дрею.

[4] Па­мять его со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью 2 ок­тяб­ря.

[5] Епи­фа­ний – знат­ный юно­ша, уче­ник св. Ан­дрея, по мне­нию неко­то­рых, – впо­след­ствии при­няв­ший ино­че­ство с име­нем По­ли­евк­та и быв­ший Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом.

[6] Ска­за­ние о По­кро­ве Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы за­кан­чи­ва­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми по­дроб­но­стя­ми. Ко­гда св. Ан­дрей с Епи­фа­ни­ем со­зер­ца­ли сие див­ное ви­де­ние, Бо­го­ма­терь мо­ли­лась на дол­гий час, об­ли­вая сле­за­ми Свое Бо­го­вид­ное и Пре­чи­стое ли­цо. Окон­чив здесь мо­лит­ву, по­до­шла к пре­сто­лу, мо­ли­лась и здесь за пред­сто­я­щий на­род. По окон­ча­нии мо­лит­вы, сня­ла с Се­бя бли­став­шее на­по­до­бие мол­нии ве­ли­кое и страш­ное по­кры­ва­ло, ко­то­рое но­си­ли на Пре­чи­стой гла­ве Сво­ей и, дер­жа его с ве­ли­кою тор­же­ствен­но­стью Сво­и­ми Пре­чи­сты­ми ру­ка­ми, рас­про­стер­ла над всем сто­я­щим на­ро­дом. Чуд­ные сии му­жи до­воль­но вре­мя смот­ре­ли на сие рас­про­стер­тое над на­ро­дом по­кры­ва­ло и бли­став­шую на­по­до­бие мол­нии сла­ву Гос­под­ню; и до­ко­ле бы­ла там Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, ви­ди­мо бы­ло и по­кры­ва­ло. По от­ше­ствии же Ее, сде­ла­лось и оно неви­ди­мо. Но взяв его с со­бою, Она оста­ви­ла бла­го­дать быв­шим там.

[7] Под об­ра­зом апо­ка­лип­си­че­ской же­ны, об­ле­чен­ной в солн­це, боль­шин­ство ра­зу­ме­ет Цер­ковь, а под солн­цем – Иису­са Хри­ста. В то же вре­мя сия же­на мог­ла изо­бра­жать со­бою об­ле­чен­ную в Бо­же­ствен­ную, небес­ную сла­ву Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу.

[8] Столп Да­ви­дов, уве­шан­ный по­бе­до­нос­ны­ми во­ен­ны­ми ору­ди­я­ми и щи­та­ми, про­об­ра­зо­вал со­бою Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу, о чем речь да­лее. О сем зна­ме­ни­том стол­пе Да­ви­до­вом ни­че­го бо­лее неиз­вест­но из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, кро­ме то­го, что он был воз­двиг­нуть на ка­кой-то го­ре, и что он со­здан в Фал­пио­фе, ка­ко­вое на­име­но­ва­ние обо­зна­ча­ет со­бою так­же укреп­ле­ния.

[9] Си­он – юго-за­пад­ная, са­мая об­шир­ная и вы­со­кая из че­ты­рех воз­вы­шен­но­стей, на ко­их по­стро­ен Иеру­са­лим – по­чи­та­лась у ев­ре­ев свя­щен­ною и пер­во­на­чаль­но слу­жи­ла ре­ли­ги­оз­ным цен­тром и твер­ды­нею Иеру­са­ли­ма. По­се­му Пи­са­ние ча­сто име­ну­ет Иеру­са­лим дще­рью Си­о­но­вой, напр. см. Пс.9:15; Ис.1:8, 67:11; Иер.6:23; Мф.21:5.

[10] Т.е. раз­лич­ные зем­ные об­сто­я­ния и ис­ку­ше­ния: в осо­бен­но­сти же ог­нен­ные стре­лы лу­ка­во­го, на­па­де­ния со сто­ро­ны диа­во­ла, – се­го ис­кон­но­го, страш­но­го вра­га ро­да че­ло­ве­че­ско­го, по­па­ля­ю­щие нас как бы смер­то­нос­ным ог­нем.

[11] В бе­се­де на Пс.119 Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский (Ми­лан­ский, в Ита­лии), – зна­ме­ни­тей­ший отец За­пад­ной церк­ви и хри­сти­ан­ский пи­са­тель IV в. (ум. 397). Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 7 де­каб­ря.

[12] Пре­по­доб­ный Ана­ста­сий, игу­мен Си­най­ской го­ры (ум. 685 г.; па­мять его 20 ап­ре­ля), в сво­их «Ана­го­ги­че­ских со­зер­ца­ни­ях» ше­стод­не­ва, кн. 8.

[13] Па­мять ее со­вер­ша­ет­ся 1 ап­ре­ля.

[14] Служ­ба По­кро­ву Бо­го­ро­ди­цы, 3 сти­хи­ра на «Гос­по­ди воз­звах».

[15] Ака­фист, икос 2.

[16] «Гос­подь, – го­во­рит по по­во­ду се­го про­об­ра­за св. Иоанн Да­мас­кин, – со­ору­дил Се­бе оду­шев­лен­ную ле­стви­цу, ко­то­рой ос­но­ва­ние утвер­жде­но на зем­ле, а верх ка­са­ет­ся са­мо­го неба, и на ко­то­рой утвер­жда­ет­ся Бог; ле­стви­ца ду­хов­ная, т.е. Де­ва, утвер­жде­на на зем­ле: по­то­му что Она ро­ди­лась на зем­ле; гла­ва Ее ка­са­лась неба: по­то­му что гла­ва Ее был Бог и Отец».

[17] Служ­ба Бла­го­ве­ще­нию, сти­хи­ра 1 на «Гос­по­ди воз­звах».

[18] Вы­ра­же­ние конда­ка Успе­нию Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

[19] Бо­го­ма­терь спра­вед­ли­во упо­доб­ля­ет­ся ки­во­ту. В Вет­хом За­ве­те в Ски­нии, а по­сле в хра­ме Иеру­са­лим­ском на­хо­ди­лось внут­рен­нее свя­ти­ли­ще, «Свя­тое Свя­тых», до­ступ­ное од­но­му лишь пер­во­свя­щен­ни­ку, и то лишь один раз в год. В сем свя­ти­ли­ще хра­нил­ся ки­вот за­ве­та – ящик, по­кры­тый зо­ло­том внут­ри и сна­ру­жи, вме­щав­ший в се­бе са­мые свя­щен­ные для бо­го­из­бран­но­го на­ро­да пред­ме­ты. По бо­кам его осе­ня­ли «хе­ру­ви­мы сла­вы», зо­ло­тые изо­бра­же­ния сих выс­ших и бли­жай­ших к Бо­гу Небес­ных Сил. Сей ки­вот и про­об­ра­зо­вал Бо­жию Ма­терь, вме­стив­шую в Се­бе Са­мо­го Бо­га, по­че­му и вос­пе­ва­ет­ся Цер­ко­вью «оду­шев­лен­ным Бо­жи­им ки­во­том» (ка­нон Бла­го­ве­ще­нию, песнь 9). Как неот­ступ­ная мо­лит­вен­ни­ца за род че­ло­ве­че­ский пред пре­сто­лом сла­вы, Она яв­ля­ет­ся для нас ки­во­том, окру­жен­ным сон­мом хе­ру­вим­ских сил, охра­ня­ю­щих нас сво­и­ми мо­лит­ва­ми от вся­ких бед и об­сто­я­ний

[20] Во вре­мя стран­ство­ва­ния сво­е­го по пу­стыне Ара­вий­ской из­ра­иль­тя­нам при­шлось всту­пить при Ре­фи­ди­ме в сра­же­ние с хищ­ни­че­ским ко­че­вым на­ро­дом – ама­ли­ки­тя­на­ми. Мо­и­сей, Аарон и Ор взо­шли на вер­ши­ну хол­ма. И ко­гда Мо­и­сей под­ни­мал ру­ки свои, одоле­вал Из­ра­иль, а ко­гда опус­кал их, одоле­вал Ама­лик. Ко­гда же ру­ки Мо­и­се­е­вы отя­же­ле­ли, то­гда по­са­ди­ли его на ка­мень, а Аарон и Ор под­дер­жи­ва­ли ру­ки его, кои и бы­ли под­ня­ты до за­хож­де­ния солн­ца. То­гда из­ра­иль­тяне, во гла­ве с Иису­сом На­ви­ном, низ­ло­жи­ли Ама­ли­ка и на­род его по­гу­би­ли остри­ем ме­ча. – Под­ня­тие при сем рук Мо­и­сея изо­бра­жа­ло об­раз­но для Из­ра­и­ля си­лу мо­лит­вы. Смысл срав­не­ния по­ня­тен: в мо­лит­вах неусы­па­ю­щая Бо­го­ро­ди­ца, си­лою их, как бы под­дер­жи­ва­е­мая свв. Иоан­ном Пред­те­чей и Иоан­ном Бо­го­сло­вом, низ­ла­га­ет, по­доб­но Мо­и­сею, неви­ди­мо­го вра­га хри­сти­ан – диа­во­ла со все­ми его си­ла­ми, на­па­да­ю­ще­го на нас в сем ми­ре, упо­доб­ля­ю­щем­ся пу­стыне.

[21] Из тро­па­ря на ма­лом освя­ще­нии во­ды.

[22] Бо­го­ро­ди­ца во­об­ще и в Пи­са­нии, и в цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях име­ну­ет­ся об­ла­ком (мглою): из Нее «воз­сия нам солн­це пра­вед­ное»; во-вто­рых, по­то­му что она «ис­то­ча­ет жаж­ду­щим во­ду жи­ву остав­ле­ния» (гре­хов) и одо­жди­ла нам «ту­чу нетле­ния Хри­ста», в-тре­тьих, по­то­му что Она Сво­им Бо­же­ствен­ным по­кро­вом и теп­лым пред­ста­тель­ством по­кры­ва­ет и ограж­да­ет нас от вся­ких зол и на­па­стей.

[23] Этот про­ро­че­ский про­об­раз не огра­ни­чи­ва­ет­ся лишь сим смыс­лом. Как утрен­няя за­ря, рас­се­и­ва­ю­щая ноч­ной мрак, пред­ше­ству­ет лу­че­зар­но­му солн­цу, за­им­ствуя от него свой свет; так и Пре­свя­тая Де­ва непо­сред­ствен­но пред­ва­ри­ла «Солн­це прав­ды» – Хри­ста и от Него по­лу­чи­ла Свою сла­ву Бо­го­ма­те­ри. С рож­де­ни­ем же Хри­ста ис­чез­ла тьма идо­ло­по­клон­ства и мно­го­бо­жия и на­стал неве­чер­ний день Бо­го­ве­де­ния и бла­го­че­стия.

[24] Бес. 3 к Ан­тиох. на­ро­ду.

[25] В день гне­ва, т.е. вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва и по­след­не­го страш­но­го су­да.

Материал взят с сайта «Азбука веры»

https://azbyka.ru/days/prazdnik-pokrov-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3

Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание Покрову Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

(356)