Введение во храм Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии
История празднования
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы был установлен позднее других двунадесятых праздников Церкви. Первые упоминания о богослужебном праздновании этого события из жизни Девы Марии появляются в VIII в. В IX в. этот праздник получил повсеместное распространение. Статус праздника постепенно менялся, и окончательно он вошел в число двенадцати самых значимых праздников только после XIV в.
Значение праздника
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы напоминает нам самые первые годы жизни Девы Марии, когда Её праведные родители Иоаким и Анна привели свою трёхлетнюю дочь в Иерусалим, чтобы посвятить Её служению Богу. В храм вели пятнадцать высоких ступеней. Младенца Марию поставили на первую ступень, и Она быстро, без посторонней помощи, взошла наверх, ко входу во Святилище. Встречавший Её первосвященник по внушению Святого Духа ввёл Деву Марию в главную часть храма, именуемую Святая Святых, в которую сам, согласно Закону Моисея, входил только раз в год. Изумлённый народ тогда не понял, почему Она удостоилась столь высокой чести. Через это событие Бог указал на будущее призвание Девы Марии стать Храмом Божиим – Матерью Богомладенца Христа.
Праздник напоминает каждому христианину о значении храма в деле спасения, а также необходимости христианского воспитания детей. Вся жизнь православного христианина от рождения до смерти должна быть тесно связана с храмом Божиим.
Из Послания к Евреям святого апостола Павла (9:1-7)
1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: | Имеяше убо первая скиния [первый (заветъ)] оправдания службы, святое же людское: |
2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. | скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светилник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется Святая. |
3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, | По вторей же завесе скиния глаголемая Cвятая Святых, |
4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, | злату имущи кадилницу и ковчег завета окованъ всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета: |
5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. | превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь [очистилище]: о нихже не леть ныне глаголати подробну. |
6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; | Сим же тако устроеным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе: |
7а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа. | во вторую же единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе и о людскихъ невежествиих. |
Из Евангелия Евангелия от Луки (1:39-49,56)
39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, | Воставши же Мариамь во дни тыя, иде в горняя со тщанием, во град Иудов: |
40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. | и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. |
41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, | И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет, |
42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! | и возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. |
43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? | И откуду мне сие, да приидет Мати господа моего ко мне? |
44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. | се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. |
45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. | И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. |
46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, | И рече Мариамь: величит душа Моя Господа, |
47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, | и возрадовася дух Мой о бозе Спасе Моем: |
48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; | яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди: |
49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; | яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его: |
56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. | Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой. |
Тропарь, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.
Кондак, глас 4
Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть селение Небесное.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.
Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации