Преображение Господне
Значение праздника
Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, воплотившись, сделал человеческую природу причастной Божественной природе, что было явлено на горе Фавор, когда Христос в сиянии Неземного света, предстал перед своими ближайшими учениками, укрепив их веру перед предстоящими Крестными страданиями (Мф. 17, 1-6; Мк. 9,1-8; Лк. 9, 28-36).
В этот момент апостолы увидели во Христе Божественную природу и сияние благодати, славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном, и причастниками которой мы можем быть уже здесь, на земле. Это сияние Фаворского света, в церковной традиции изображается в виде светящегося нимба над головой Христа и святых.
Церковь учит, что Господь преобразился, дабы показать будущее преображение нашей человеческой природы и новое благодатное состояние человека, обретаемое им после Воскресения Христа из мертвых.
Не только человек, но и весь мир призван к освящению и преображению. Вся природа вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. Символом этой надежды является церковный обычай в этот день освящать плоды нового урожая.
История празднования
Преображение Господа Иисуса Христа празднуется Церковью с глубокой древности. Уже в IVвеке святая равноапостольная Елена, мать святого равноапостольного Константина Великого, построила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. С V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке. В день Преображения Господня духовенство совершает богослужение в белом облачении по подобию блистающих светом одежд Преобразившегося Спасителя.
Освящение пшеницы и винограда
В этот праздник, по церковному уставу, предписывалось освящение урожая пшеницы и винограда, необходимых для Таинства Евхаристии. В России вместе с виноградом освящаются яблоки, сливы, груши, то есть те плоды, которые созревают к этому времени, поэтому праздник Преображения Господня в народе называют «яблочным Спасом». Часть плодов оставляют в церкви как пожертвование, а часть раздают бедным, заключённым, инвалидам и детям-сиротам.
Из Второго соборного послания святого апостола Петра (1:10-19)
10Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, | Темже паче, братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити: сия бо творяще, не имате согрешити никогдаже, |
11ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. | сице бо обилно приподастся вам вход въ вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. |
12Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. | Сего ради не обленюся воспоминати присно вам о сих, аще и ведите, и утверждени есте в настоящей истине. |
13Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, | Праведно бо мню, донележе есмь в семъ телеси, возставляти вас воспоминанием, |
14зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. | ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне. |
15Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память. | Потщуся же и всегда имети вас по моемъ исходе память о сих творити. |
16Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. | Не ухищренным бо баснем последовавше сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия Онаго. |
17Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. | Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему от велелепныя славы: Сей есть Сын мой возлюбленный, о Немже Азъ благоизволих. |
18И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. | И сей глас мы слышахом с небесе сшедшь, с Ним суще на горе святей. |
19И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, | И имамы известнейшее пророческое слово: емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнемъ месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших, |
Из Евангелия от Матфея (17:1-9)
1По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, | И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины, |
2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. | и преобразися пред ними: и просветися лице Его яко солнце, ризы же его быша белы яко свет. |
3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. | И се, явистася им Моисей и Илиа, съ Ним глаголюща. |
4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. | Отвещав же Петр рече (ко) Иисусови: Господи, добро есть нам зде быти: аще хощеши, сотворимъ зде три сени, Тебе едину, и Моисеови едину, и едину Илии. |
5Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. | Еще (же) ему глаголющу, се, облак светелъ осени их: и се, глас из облака глаголя: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте. |
6И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. | И слышавше ученицы падоша ницы и убояшася зело. |
7Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. | И приступль Иисус прикоснуся их и рече: востаните и не бойтеся. |
8Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. | Возведше же очи свои, ни когоже видеша, токмо Иисуса единаго. |
9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. | И сходящим им с горы, заповеда им Иисус, глаголя: ни комуже поведите видения, дондеже Сынъ Человеческий из мертвых воскреснет. |
Тропарь, глас 7
Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!
Кондак, глас 7
На горе преобразился Еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты Еси воистину Отчее сияние.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя плоти Твоея, преславное Преображение.
Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации