Сретение Господне

Сретение Господне

История праздника

С древнего времени праздник Сретения Господня отмечается 15 (2-го по старому стилю) февраля, на 40 день после Рождества Христова.

В Иерусалимской Церкви праздник Сретения возник в IV веке, а на Западе становится известным с V века. Византийский император Юстиниан в 542 году ввел общецерковное празднование Сретенья Господня с особой торжественностью: в этот день совершался крестный ход (особое шествование духовенства и мирян с несением Креста) с возжёнными свечами.

Чин благословения свечей

Чин благословения свечей, совершаемый в этот день, указывает, что вся жизнь христианина- это путь навстречу Богу, и Сам Бог помогает нам идти по этому пути, ниспосылая нам Своё просвещение и благодать.

Возжённая свеча— это образ христианина, принявшего через Церковь огонь и свет веры Христовой, и дарящего этот свет всем окружающим его людям.

Значение праздника

В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие земной жизни Господа Иисуса Христа (Лк.2:22-40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен Богородицей и праведным Иосифом в Иерусалимский храм- центр религиозной жизни народа.

По Закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжении 40 дней запрещено было входить в храм Божий по причине необходимости очищения после родов. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Буду святой и родив младенца, Матерь Божия не нуждалась в очищении, однако по глубокому смирению Она исполнила предписание Закона.

В храме Богомладенца Иисуса и Его Пречистую Матерь встретил (по-церковнославянски сретил) праведный старец Симеон, много лет ожидавший этого события по обещанию Архангела, принял Богомладенца на руки и возвестил миру об увиденном им Младенце как о Спасителе. Поэтому праведный Симеон и получил наименование Богоприимец. С ним встречала Младенца и святая старица и пророчица Анна.

Сретение Богомладенца Христа святым Симеоном ознаменовало встречу Ветхого и Нового Закона Божия, данного для соблюдения еврейскому народу, и нового, высшего Закона Божественной любви, принесшего всему миру Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

В Русской Православной Церкви праздник Сретения Господня отмечается также как День православной молодежи.

 

Послание к Евреям святого апостола Павла (7:7-17)

7Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. Без всякаго же прекословия меншее от болшаго благословляется
8И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет И зде убо десятины человецы умирающии приемлют: тамо же свидетелствуемый, яко живъ есть.
9И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: И да сице реку, Авраамом и Левий, приемляй десятины, десятины дал есть:
10ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его еще бо в чреслех отчиих бяше, егда срете его Мелхиседек.
11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Аще убо совершенство левитским священствомъ было, людие бо на нем взаконени быша: кая еще потреба по чину Мелхиседекову иному востати священнику, а не по чину Ааронову глаголатися?
12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Прелагаему бо священству, по нужди и закону пременение бывает.
13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. ОНемже бо глаголются сия, колену иному причастися, от негоже никтоже приступи ко олтарю:
14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш, о немже колене Моисей о священстве ничесоже глагола.
15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, И лишше еще яве есть, яко по подобию Мелхиседекову востает священник ин,
16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. иже не по закону заповеди плотския бысть, но по силе живота неразрушаемаго.
17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Свидетелствует бо, яко ты еси священникъ во век по чину Мелхиседекову

 

Из Евангелия от Луки (2:22-40)

22А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, И егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста его во иерусалим, поставити его пред Господем,
23как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,  якоже есть писано в законе Господни: яко всяк младенец мужеска полу, разверзая ложесна, свято Господеви наречется:
24и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. и еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина.
25Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. И се, бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведенъ и благочистив, чая утехи Израилевы: и Духъ бе Свят в нем.
26Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня.
27И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, И прииде духом в церковь. И егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем,
28он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: и той прием Его на руку своею, и благослови Бога, и рече:
29Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром:
30ибо видели очи мои спасение Твое, яко видесте очи мои спасние Твое,
31которое Ты уготовал пред лицем всех народов, еже Еси уготовал пред лицем всехъ людей:
32свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.
33Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И бе Иосиф и Мати Его чудящася о глаголемыхъ о Нем.
34И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- И благослови я Симеон, и рече к Марии Матери Его: се лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо:
35и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец. и Тебе же Самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления.
36Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего:
37вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. и та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь.
38И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И та в той час приставши исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме.
39И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. И яко скончашася вся по закону Господню, возвратишася в Галилею, во град свой Назарет.
40Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем.

 

Тропарь, глас 1

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

 

Кондак, глас 1

Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче.

 

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

 

Материал взят с сайта http://st-tatiana.ru/2015/02/16/sretenie-gospodne/