Архиерейское Богослужение и овсящение просветительского центра «Добромост»

15 июня — день, когда совершили освящение просветительского центра «Доброомст»

Божественную литургию в этот день совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Павлово-Посадский Силуан, управляющий викариатством Новых территорий города Москвы и Юго-Восточным викариатством города Москвы.

 

Настоятель храма, игумен Иоанн (Лудищев) тепло поприветствовал Владыку на приходе, кратко рассказав об истории прихода и его святых, о деятельности прихода в наши дни.

Владыка, в свою очередь, обратился к клиру храма и его прихожанам:

Спаси Господи, дорогой отец Иоанн, за Ваше тёплое приветствие, за благословенный дар, конечно, имя святителя Серафима (Звездинского) очень известно в Русской Церкви и мне оно тоже известно с церковной юности, я с особым трепетом принимаю это благословение.

 

Но и вот Вы перечисляли клириков этого храма, который входит в викариатство Юго-Востока Москвы, вверенное ныне Святейшим Патриархом моему попечению, но с другой стороны я в некотором смысле Вашим попечением несколько интегрирован в Сретенской духовной академии, правда, пока только в качестве одного из экзаменаторов.

 

Мне хотелось бы и Вам, и клиру, и прихожанам сего святого храма передать в первую очередь благословение Святейшего Патриарха, поздравить с Попразднством Вознесения Господня, и поделиться с Вами некоторыми размышлениями над сегодняшним евангельским чтением, которое увязано и с Вознесением и особенно с грядущей Пятидесятницей. Потому что мы слышали слова из прощальной беседы Господа со Своими учениками перед Его Крестными страданиями, в котором Он говорит о Духе-Утешителе, но прежде Он призывает Своих учеников исполнить долг любви. Он говорит о том, что любовь выражается в хранении Его заповедей: Если любите Меня, заповеди Мои сохраните (см. Ин. 14:15). И здесь очень глубокая, неформальная и существенная связь: между любовью к Богу и хранением Его заповедей. Вот апостол Павел именует любовь «совокупностью совершенства», то есть все добродетели, все достоинства человеческие, все стороны его жизни сводятся в любви как в некоем «союзе совершенства». А заповеди – это и есть черты обновленной в Боге жизни, это и есть черты жизни Самого Бога. И когда Он даёт нам заповеди, Он не устанавливает пусть и божественные, но юридические нормы, но Он делится с нами Своею жизнью. И Он говорит: «Если вы хотите жить со Мной, жить как Я, жить Моею жизнь, вот он путь, вот эта жизнь – она в заповедях», заповеди её выражают на человеческом языке». И поэтому, если мы хотим приобрести возможность быть чадами Божиими, как говорится в начале Евангелия от Иоанна, быть способными жить этой жизнью, вот и нужно приобрести навык к жизни по заповедям. Но не просто навык как привычку, а и полюбить эти заповеди, чтобы заповедь Господня была вожделенна для нашего сердца паче меда и сота, как выражается псалмопевец (Пс. 11:18). Вот когда в нашем сердце пробуждается вдохновение, исполненное любви жить по заповедям, это верный признак того, что в нас крепнет любовь в Самому Богу, истинная любовь, уже не преходящая, не побеждаемая никакими испытаниями, не претыкающаяся ни о какие препятствия, никогда не умирающая и не перестающая, а всё побеждающая.

И только во свете этой любви мы можем быть причастниками Духа-Утешителя. Невозможно быть Его причастниками, не любя Христа, не обладая вот той самой истинной, не престающей любовью к Нему.

 

Что говорит Господь? Что Он умолит Отца и Тот пошлёт Духа Своего Святого, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его. Это сокрушительные слова. Потому что что такое мир – это мы с вами, это мир людей. И вот Господь посылает Духа-Утешителя, а мир не в состоянии Его принят, потому что не видит и не знает.

 

А почему не видит и не знает? Потому что видеть Духа можно только духовно и знать Его можно только духовным видением. Как говорит преподобный Силуан Афонский: «Всё небесное, все божественные тайны познаются только Духом Святым». Вот это особое ведение не есть плод интеллектуальных усилий, не есть результат природных дарований, хотя, безусловно, всё, что дал нам Господь, благословенно и дано нам на пользу, и дано с определённой целью, но одних этих природных способностей не достаточно, чтобы увидеть и познать Духа Святаго Божия.

 

Потому что всё, что нам даровано, мы получили, потому это и называется «дар», что мы за это не заплатили ни трудом своим, ни слезами своими, ни потом, ни кровью. А Дух Святой открывается только личному подвигу: не тому, что от природы нам дано, а тому, где мы реализуем свою свободу, где мы проявляем её в любви к Богу и готовы идти по пути этой любви до конца, даже на крест. Вот только такой решимости идти путём любви, а мы уже знаем, что это путь заповедей, и даётся познание и видение Духа Святаго.

Каждый верующий человек, который ходит в церковь, имеет в себе толику этой любви, и поэтому о нас говорит Господь, что Дух Святой с нами пребывает и в нас будет. Вслед за апостолами мы имеем в себе этот залог, по дару крещения и по своей свободной воле, которая приводит нас под своды храма, побуждает нас участвовать в богослужении, побуждает возносить молитвы к Богу, благодарить Его за Его дары, – это уже есть та основа, на который можно этот духовный дар взращивать. Но на этом пути самое главное – это отстоять свой дар, отстоять эту духовную решимость, это мужество не отступать с благословенного пути Христовой любви, не погрешать против Его заповедей, даже если это на первый взгляд сулит какие-то выгоды или, может быть, облегчение нашей жизни, какое-то утешение. Человек падает в грехи в основном по причине духовного заблуждения, некоего омрачения своего глубокого духовного ума, ему кажется, что грех сулит что-то ему доброе: помощь, утешение, выгоду опять же, но это всё обман. Жало смерти – грех, – говорит апостол (1 Кор. 15:56), грех – это смерть, и когда мы склоняемся ко греху, нарушая этим заповедь, то мы и отрекаемся от любви Божией, и избираем смерть вместо жизни, да и унижаем своё человеческое достоинство.

И в завершении сегодняшнего чтения звучат ещё одни полные надежды слова: о том, что Господь к любящим Его, хранящим Его заповеди и причастникам Его Святого Духа явится Сам. Вот это своего рода Второе пришествие, которое не для всех вместе, а для каждого в отдельности. И в жизни каждого в отдельности человека оно рано или поздно происходит. Когда Господь являет нам себя Таким, Какой Он есть. Когда мы уже не просто веруем в Него, но и видим Его.

 

Вот к этому и нужно стремиться и не нужно думать, что это только для святых, мы все с вами народ, призванный в удел, народ святой, царственное священство (См.: 1 Петр. 2:9), а значит у всех у нас великая цель, та цель, о которой говорит Божественный учитель Своим ученикам, а в их лице и всем нам, потому что и мы Его ученики: Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:8). Нам заповедано совершенство, равное Богу-Отцу. Это страшная цель, она невыносима ни для чего плотского, для чего греховного, но для любви к Богу она вожделенна: видеть того, кого любишь, быть с ним навсегда, – что может быть вожделенней.

 

Вот пусть это чувство жажды Бога, стремления к Его совершенству, желания жить полнотой Его любви нас никогда не оставляет, но всегда вдохновляет препобеждать все те испытания, которые так или иначе выпадают на жизненном пути каждого из нас, каждому по-своему, но всегда эти испытания требуют и мужества, и решимости и силы духа, а самое главное – веры и верности.

 

Помоги, Господь! Ещё раз с праздником всех поздравляю, продолжающимся Вознесением Господним, всем Божия благословения, причастников сугубо поздравляю с причащением Святых Христовых Таин.

По окончании Литургии Владыка совершил освящение просветительского центра.

Все фото

Проповедь Владыки с сайта Московского Сретенского монастыря