Такой подробный и интересный отзыв прислал нам на почту храма (hramyauza@gmail.com) ещё один участник паломнической поездки Тихон Овчинников.
«Паломническое путешествие было запланировано на двое суток. Перед самым отъездом в Москве погода диаметрально поменялась, буквально за полчаса. Повалил ливень как из ведра, поэтому многие из нас, пока добрались до храма Живоначальной Троицы, вымокли до нитки. Тем не менее, это не сломило боевой дух. Был отслужен молебен, и мы дружно стали готовиться к отъезду.
Дорога пролетела практически незаметно. Прямо в автобусе вместе с отцом Николаем Конюховым, мы отслужили вечерню мирским чином: на следующий день мы хотели причаститься в Псково-Печерском монастыре. После оживленной беседы с батюшкой о самых первых богослужениях и жизни христиан того времени, мы стали готовиться ко сну. Однако, просто лечь спать было слишком просто, некоторые из нас бодрствовали до самого рассвета и, конечно же, не пожалели об этом. Особенно интересно было наблюдать, как за окном менялась природа: то и дело наш автобус проезжал мимо какого-нибудь озера или типичного для севера России перелеска, а сами мы понимали, что подъезжаем уже к самым западным территориям нашей страны.
В Печоры приехали рано утром и вместе с отцом Николаем прочитали правило ко Причастию и отправились пешком до монастыря. По дороге, которая идет практически через весь городок, мы пели пасхальные песнопения, а на лице встречающихся нам людей играла светлая улыбка: было видно, что они нам рады.
Печоры – это самый западный город России, не считая Калининградской области, с населением примерно в 9,5 тыс. человек. Однако, несмотря на это, Печоры, а вернее сам монастырь — одно из самых святых мест на Земле! Псково-Печерский монастырь, по преданию, был основан на месте пещер, возникших естественным образом, откуда часто доносилось ангельское пение – свидетельство богоизбранности и святости этого земного уголка. Самой датой основания монастыря принято считать 1473 год: с этого времени всех насельников монастыря хоронили в пещерах, в которых на данный момент погребены тела уже практически 10 тысяч человек. Главное чудо состоит в том, что в этих естественных природных катакомбах тела почивших не источают, а спустя время гроб вместе с телом просто превращаются в прах.
Зайдя в монастырь, у нас в голове стали всплывать разные воспоминания митрополита Тихона (Шевкунова) о его жизни в этой святой обители, описанные в книге «Несвятые святые», что только разогревало наши впечатления. Необычность местоположения монастыря, ощущение присутствия Божией благодати (а здесь молитва не прекращается уже более 500 лет) — все это не до конца укладывалось у нас в голове, даже как-то не верилось в реальность происходящего.
Литургия шла в древнем пещерном храме, очень чувствовалась его намоленность. А потом мы пошли в сами пещеры. Это были длинные и довольно узкие коридоры, стены и своды которых образованы из залежей песчаника. Сюда никогда не проникает естественный свет, поэтому нам для освещения пути выдали свечи.
Днем предстояла поездка в Псков, главной достопримечательностью которого является Псковский Кремль – средневековая русская крепость, которую ни разу не взяли честным приступом: только в 1238 году предатель отворил Кремль, и тогда Псков практически на два года оказался под властью немецких захватчиков.
А вечером мы вернулись обратно, чтобы нам провели экскурсию по Псково-Печерскому монастырю. Все немного устали, тем не менее, очень скоро усталость как рукой сняло. А вот почему: Мы встретили владыку Тихона! Он принял нас очень радушно, благословил каждого и позвал нас зайти в храм на полиелей, что мы и сделали. Но на этом наше везение не закончилось, когда мы помазались елеем и вышли из собора, к нам опять подошел владыка. Подарив каждому по иконе Спасителя, владыка Тихон позвал нас посетить Святую Горку – то место, куда паломников и туристов особо не пускают. Предложение было принято с радостью! Вместе с отцом Никитой, келейником владыки, мы обошли почти все уголки святой обители, наслаждаясь гармонией природы и человека, который здесь нисколько не умалил красоту Божественного творения. Чувствовалась легкая, светлая радость, а также Божие рядом с нами присутствие. Поэтому мы пели молитвенные песнопения, мысленно благодаря Господа и Божию Матерь за Их к нам милость.
По праву этот день надолго отложится в нашей памяти. Наверное, к такой жизни, жизни рядом с Богом и под покровительством Богородицы и стремились святые люди. Счастье в этом!
Возвращались в гостиницу мы уже поздно вечером. Не было уставших, недовольных, — всех охватило одно светлое чувство. А на утро, перед уездом из Печор, было решено сходить на братский молебен: каждый день в монастыре начинается с братской молитвы, на которую, по возможности, собираются все насельники монастыря.
Полунощница, по уставу полагающаяся вместо утреннего правила, пролетела незаметно, и нам уже надо было покидать обитель: предстоял путь в другой древнейший русский город – Изборск, который на протяжении нескольких веков нес на себе очень важное фортификационное значение: он прикрывал Псков с запада.
В Изборске потрясла природа, а также сам Изборский кремль. Это, в свое время, была неприступная крепость, располагающаяся на возвышенности, что делало невозможным взять ее приступом. Особенно впечатляло то ощущение, что мы находимся на местах русской славы.
По дороге в Москву предстояла еще одна важная остановка – г. Торопец, родина патриарха Тихона (Белавина). По благословению игуменьи Свято-Тихоновского женского монастыря, после теплого приема и рассказа о самом городке и жизни монастыря, мы остались попеть службу: в обители, к сожалению, пока нет своего хора. Несмотря на это, здесь часто мироточат иконы, совершаются чудеса, люди слышат пение ангелов в храме, поэтому мы были только рады еще раз послужить Богу и людям.
Уезжать обратно не хотелось! Все прошло так замечательно, как будто о нас кто-то позаботился, очень тщательно и с любовью. Поэтому на обратном пути мы спели акафист Пресвятой Богородице – покровительнице Псково-Печерского монастыря.
Слава Богу за все! Очень хочется еще раз посетить эти святые места. Поэтому радостно было узнать, что нас ждут в Псков еще раз: дай Бог, по благословению владыки Тихона, мы будем петь службу в Псково-Печерском монастыре».
Фото Александр Ахантьев