Протоиерей Митрофан Константинович Романовский

12 декабря 2017 года исполняется 80 лет со дня трагической кончины протоиерея Митрофана Романовского, прапрадеда клирика нашего храма иерея Николая (Конюхова). История жизни и священнического подвига отца Митрофана является ещё одной страницей в летописи страданий за веру русских священномучеников и исповедников ХХ века. 

Митрофан Константинович Романовский родился в 2 июня 1882 года в селе Сенцовка Липецкого уезда Тамбовской губернии. Его отец, Константин Яковлевич Романовский, служил дьяконом в сенцовской церкви.      Известно, что отец дьякона Константина, дед отца Митрофана, Яков Степанович Чернов был пастухом в селе Романово. Он обладал звучным голосом. Однажды его услышал объезжавший окрестные сёла благочинный, взял к себе, сделал архиерейским певчим, помог выучиться на священника и дал ему фамилию по названию родного села – Романовский. Впоследствии многие потомки отца Якова имели хорошие голоса. Отец Митрофан говорил, что у него был «баритональный тенор». У отца Константина и его жены Евдокии Ивановны Колоколовой, дочери дьякона из Воронежской губернии, родилось 10 детей, из которых трое умерли во младенчестве, осталось 5 сыновей и 2 дочери. Все сыновья учились в Тамбовской духовной семинарии, трое из них: Константин, Вениамин и Митрофан – стали священниками, Евгений – дьяконом, Александр – преподавателем.

Митрофан Константинович, Митроша, как звали его в семье, рос весёлым, добрым мальчиком, со всеми дружил. Он умел рассмешить и детей, и взрослых, придумывал разные игры. Митроша очень любил природу, животных. В семье о. Константина и матушки Евдокии все относились друг к другу с уважением и любовью, родители подавали детям пример скромности и трудолюбия. Особенно почитали бабушку Домну Ивановну, которая жила вместе с ними. Такую атмосферу любви и взаимного уважения отец Митрофан сохранил и в своём собственном доме, когда окончив семинарию, женился и был рукоположен в диаконы, а вскоре и в священники. Жена отца Митрофана Валентина Владимировна Доброва происходила из старинного священнического рода. Она с отличием окончила Тамбовское Епархиальное женское училище, в котором училась вместе с его младшей сестрой Анной Романовской. Молодые супруги поселились в селе Тёплом недалеко от города Лебедяни Липецкого уезда, где отец Митрофан прослужил в храме Космы и Дамиана с 1909 по 1937.

В семье о. Митрофана и матушки Валентины было 9 детей: 4 мальчика и 5 девочек. До революции жили хорошо. Как вспоминала старшая дочь Софья Митрофановна, дом был просторный, хорошая обстановка, много книг, имелся и свой выезд, и сад, и нужная в хозяйстве скотина. Отец Митрофан с ревностью и любовью служил в храме и детей старался воспитать добрыми христианами. Софья Митрофановна рассказывала, как любили прихожане слушать проповеди своего батюшки, как многолюдно было в церкви. Мытарства начались после 1917 года. Дом и почти всё имущество у семьи священника было отобрано новой властью. Отец Митрофан с семьёй вынужден был снимать комнаты у односельчан, а потом в Лебедяни. Семья боролась с трудностями, мать распродавала, что осталось из добра, чтобы прокормить и выучить детей.  Старшие – «лишенцы», то есть дети священника, лишённые гражданских прав – так и не смогли получить высшего образования. Только четверо младших, чья юность пришлась уже на послевоенные годы, закончили институты. Несмотря на все препятствия, отец Митрофан продолжал служить в своём храме. Его неоднократно вызывали в ЧК (впоследствии в ОГПУ и НКВД), били, требовали прекратить совершение богослужений в церкви, обещали, в случае согласия, улучшить условия жизни его семьи, дать работу в советском учреждении. Но отец Митрофан неизменно отвечал: «Меня Бог поставил священником – не вам меня снимать». Так батюшка прослужил до 14 июля 1937 года, когда после запрещённого властями крестного хода вокруг церкви на престольный праздник Космы и Дамиана отца Митрофана арестовали, а храм закрыли. Отца Митрофана осудили, как и многих священников, по 58-й статье за контрреволюционную деятельность и приговорили к 10 годам лагерных работ. Матушка собрала его на этап, дала с собой тёплые вещи, хорошие ботинки. Отец Митрофан уехал осенью, было ещё тепло. Но когда ударили морозы, батюшка отдал свои тёплые ботинки босому зэку, который шёл с ним рядом. В результате о. Митрофан простудился и заболел воспалением лёгких. В пересыльном лагере в населённом пункте Ивдель в 600-х километрах севернее Свердловска (Екатеринбурга) утром 12 декабря отец  Митрофан не смог выйти со всеми на работы и остался в бараке. Вечером его там уже не было, и никто не знал, куда он пропал. Известно, что в то время больных зэков в пересыльных лагерях «излечивали» пулей. Обо всём случившемся с отцом Митрофаном матушке Валентине написал один из его соседей по бараку.

В 1989 году протоиерей Митрофан Константинович Романовский был реабилитирован. В 2017 году на храме в селе Тёплом, где 26 лет отец Митрофан был настоятелем, установлена мемориальная доска.

           Отец Митрофан

                                                              Рассказ моей бабушки

Я помню, как мы на пригорке

Сидели с сестрою вдвоём,

Разглаживал ветер оборки

На платьице лёгком моём.

 

Пустели вечерние дали,

Закат золотил облака.

Мы папу из города ждали,

Он был на допросе в ЧК.

 

В залатанной рясе фигура

Нам стала видна, наконец:

То шёл, спотыкаясь понуро,

По пыльной дороге отец.

 

И, всхлипнув, сестра прошептала:
«Наверное, били опять», —

С пригорка рукой помахала –

И мы побежали встречать.

Фото из личного архива семьи Романовских