Освящение иконы Святых Царственных мучеников с историческими клеймами

27 марта после Божественной литургии состоялось торжественное освящение иконы Святых Царственных мучеников. Икона написана с клеймами, в которых изображены сюжеты, связанные с историей прославления преподобного Серафима Саровского. Официальное прославление святого Серафима Саровского началось с нашего храма, а именно — с исцеления юного Николая Звездинского — будущего епископа Дмитровского Серафима.

IMG_4527
Установка в иконостас иконы Святых Царственных мучеников

IMG_4524
Установка в иконостас иконы Святых Царственных мучеников

IMG_4525
Установка в иконостас иконы Святых Царственных мучеников

IMG_4582
Установка в иконостас иконы Святых Царственных мучеников

IMG_4510
Установка в иконостас иконы Святых Царственных мучеников

IMG_4516
Установка в иконостас иконы Святых Царственных мучеников

Николай Звездинский окончил церковно-приходскую школу при единоверческой Троице-Введенской церкви и поступил в Заиконоспасское училище на Никольской улице, где он проучился с 1895 по 1899 годы. Затем он поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1905 году одним из лучших учеников и был принят в Московскую Духовную Академию.
В 1902 году, когда восемнадцатилетний Николай учился на третьем курсе семинарии, с ним произошло чудо исцеления от Серафима Саровского, в то время ещё не прославленного. Юноша заболел гнойным воспалением желёз (лимфангоитом), он страдал от нестерпимой боли и высокой температуры.
Никакие медикаментозные средства не помогали. Врачи считали, что предотвратить общее заражение крови и смертельный исход практически не возможно. Но Господь сохранил своего избранника для пастырского подвига.
Приехавший в это время в Москву по делу обращения раскольников настоятель Саровской пустыни игумен Иерофей, друг отца Иоанна, подарил ему изображение старца Серафима (небольшой образок на белой жести) и сказал: «Старец Серафим творит предивные чудеса, с верой к нему обращающимся дарует исцеления, и нет для его молитвы ничего невозможного. Проси его, он исцелит и твоего сына».
Отец Иоанн передал образок сыну, и тот с истовой молитвой и со слезами прикладывал его к воспалившимся железам, особенно под правой рукой. Затем больной уснул, а ночью проснулся и, больше не чувствуя боли, позвал отца и сестру сказать им о своём чудесном исцелении. Отец Иоанн стал горячо благодарить Саровского чудотворца и хотел сразу же писать в Саров. Однако старший брат Николая Михаил отговорил посылать письмо, считая, что исцеление произошло самым естественным, а не чудесным образом.
Но за сомнение в Божием чуде отец Иоанн был наказан. Врачи, которые сами были поражены и не могли объяснить, как прорвался гнойник, и на его месте образовалась глубокая рана, через несколько дней вдруг объявили, что «опасность не миновала и грозит роковым исходом». Отец Иоанн немедленно послал в Саров письмо с рассказом о чудесном исцелении сына и просьбой помолиться о его здоровье у гроба Серафима Саровского. После этого Николай сразу стал поправляться и вскоре выздоровел. Образок старца Серафима, хотя ещё без нимба, стал с тех пор почитаться в семье как икона.
Это чудо стало одним из аргументов, на основании которых Синод возбудил ходатайство перед Императором о прославлении старца Серафима. По запросу гражданской власти и саровского духовного начальства под присягой перед крестом и Евангелием было составлено «письменное свидетельство об исцелении Николая Звездинского по молитвам старца Серафима Саровского от гнойного воспаления желёз, грозившего неизбежной смертью. Бумагу подписали лечившие врачи: аллопат Спасокукоцкий и гомеопат Дмитрий Петрович Соколов». Отец Иоанн написал также письмо игумену Иерофею с подробным описанием чудесного исцеления его сына по молитвам старца Серафима.
Но через некоторое время в семье Звездинских произошло ещё одно чудо. Оно связано с написанием службы преподобному Серафиму. По просьбе Святейшего Синода (и по желанию самого Государя Императора, узнавшего о происшедшем чуде,) составление таковой службы было поручено отцу Иоанну Звездинскому. Но, не имея образования и опыта написания церковной службы, отец Иоанн дважды отвечал отказом на просьбы Синода. Он уже собрался и в третий раз отказаться, но не успел обмакнуть перо в чернила, как ему явился старец, в котором он узнал преподобного Серафима, каким видел его на портрете. Старец ласково улыбнулся батюшке, обошёл сзади его стул и снова взглянул на него с улыбкой. Когда отец Иоанн опомнился и стал звать детей, старец исчез. «Это чудное видение подсказало сердцу отца Иоанна, что сам саровский старец желает, чтобы служба ему была составлена именно им и что он поможет ему в этом деле». Батюшка согласился составить службу, написал её в продолжении месяца (что само по себе уже необычайно быстро) и отправил её в Синод. Он говорил, что, когда писал, часто ясно видел около себя Серафима Саровского. Из всех поданных в Синод служб лучшей была признана служба, составленная о. Иоанном.
Эта служба и в настоящее время совершается дважды в год на праздниках Серафима Саровского, она помещена в Дополнительной Минее.
В 1903 году состоялось прославление преподобного Серафима, Саровского чудотворца, и открытие его мощей, на котором присутствовал Император с Императрицей. На прославление приехали Отец Иоанн Звездинский с сыном Николаем. Государь пожелал, чтобы канон святому за всенощной читал его автор. Но в дороге отец Иоанн простудился и потерял голос. Тогда с ним случилось третье чудо. По совету Николая он выпил несколько капель масла из лампады перед мощами преподобного Серафима – и голос к нему вернулся. Он смог звучно прочесть канон, так, что сам Государь был удивлён его молодым, а не старческим голосом.
После открытия мощей отцу Иоанну снова явился наяву преподобный Серафим, но батюшка не рассказывал об этом подробно. Он получил от святого слёзный дар – много плакал на молитве, так, что вся его грудь была в слезах. Он говорил сыновьям: «Вы так уже не поживёте, как я живу. Нет. Вам так не пожить».
За составление службы Серафиму Саровскому Государь наградил отца Иоанна Звездинского наперсным крестом и собственноручно подписанной иконой Преподобного, молящегося на камне. С этой иконой связано ещё одно чудесное явление. Отец Иоанн готовился торжественно внести икону в свой храм, но прихожане ему воспрепятствовали: они признавали иконы только древнего письма, и были против участия их настоятеля в прославлении преподобного Серафима Саровского, обличителя раскола. Тогда в каждой семье православных старообрядцев заболели старшие дети. Напуганные родители образумились, «раскаялись в том, что не признали нового угодника Божия, и сами обратились к отцу Иоанну с просьбой внести в храм икону преподобного Серафима, что и было вскоре сделано, – и дети их выздоровели».

Икона расположена в левой части иконостаса. Иконописец Даниил Марченко.

(93)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.